Влияние дотаций на рыночное равновесие
Введение
Цели работы
  • Знакомство с применением экономической модели «Влияние дотаций на рыночное равновесие».
  • Исследование влияния размеров потоварных дотаций на расположение точки равновесия.
  • Экспериментальное определение зависимости выгод потребителя и производителя от размера дотации и положения кривых спроса и предложения.
План выполнения работы
1. Прочитайте теоретические пояснения. Уясните сущность выделенных терминов.
2. Ознакомьтесь с механизмом компьютерной модели.
3. Выполните задания в соответствии с порядком выполнения лабораторной работы. Заполните приведенные таблицы и ответьте на вопросы, приведенные в заданиях.
4. Проверьте полученные вами знания, ответив на контрольные вопросы.

Краткая теория

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара.
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
ГРАФИК СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины спроса и предложения от цены.
Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса и предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения.
Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер.
Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений.
ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной цене и равновесному количеству.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.
РАВНОВЕСНОЕ КОЛИЧЕСТВО – совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.
ДОТАЦИИ – денежные средства, выделяемые из бюджета для оказания финансовой поддержки предприятиям. В данной модели для ее упрощения рассматривается потоварная дотация (дотация в фиксированной сумме на каждую единицу товара.

Ознакомление с моделью
1. В данной модели можно изменять три параметра: наклон кривой спроса, наклон кривой предложения и размер дотации на единицу товара. Это можно сделать при помощи шкалы факторов справа от модели. Размер дотации также можно менять при помощи поля со счетчиками в правом верхнем углу. Попробуйте изменить параметры модели разными способами.
2. Нажмите кнопку Сброс. Она сбрасывает все результаты и возвращает модель к первоначальному состоянию.
3. Установите размер дотации в значение 2 тыс. руб. При этом на графике появится вторая кривая предложения. Первая кривая соответствует величине предложения без дотаций, а вторая – с дотациями. Вторая кривая получена сдвигом первой кривой вниз на расстояние, равное величине дотации. Это объясняется тем, что после введения потоварной дотации продавец согласится продать то же самое количество товара по цене, уменьшенной на размер дотации..
4. При установлении дотации равновесие смещается в точку пересечения кривой спроса с новой кривой предложения, то есть из точки (Q0P0) в точку (Q1PN). Будет продано Q1 товара. При этом продавец получит за товар не только цену PN (цену-нетто), уплаченную покупателем, но и сумму дотации. Его выручка, в расчете на единицу товара, будет равна PB (цене-брутто), причем
PB = PN + V,
где V – размер дотации на единицу товара.
Покупатель до введения дотации мог бы купить товар по цене P0, но теперь он может приобрести товар по более низкой цене PN. Производитель до введения дотации мог бы продать свой товар по цене P0, но теперь он получит более высокую цену PВ. Таким образом, введение дотаций выгодно и продавцу, и покупателю. Кроме того, для обоих выгодно то, что будет продано больше товара: производитель получит большую выручку, а покупатели лучше удовлетворят свои потребности.
5. Нажмите кнопку Записать. Основные значения, характеризующие диаграмму, записываются в таблицу, расположенную внизу модели.

Методика и порядок выполнения лабораторной работы
1. Экспериментальным путем определите, как зависит снижение равновесной цены от наклона кривых спроса и предложения при одинаковой исходной цене. Проведите необходимые измерения и заполните таблицу 1. Размер дотации на единицу товара во всех случаях равен 2 тыс. руб.

Угол наклона кривой предложения
20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 %
Угол наклона кривой спроса 20 %
30 %
40 %
50 %
60 %
70 %
Таблица 1. 

Сделайте вывод и запишите его.
2. Экспериментальным путем определите, как зависит увеличение равновесного количества от наклона кривых спроса и предложения при одинаковой исходной цене.
Проведите необходимые измерения и заполните таблицу 2. Размер дотации на единицу товара во всех случаях равен 2 тыс. руб.

Угол наклона кривой предложения
20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 %
Угол наклона кривой спроса 20 %
30 %
40 %
50 %
60 %
70 %

Сделайте вывод и запишите его.
3. Экспериментальным путем определите, как наклон кривых спроса и предложения влияет на распределение выгоды от введения дотации между потребителем и производителем. Выгоду потребителя от введения дотации (в расчете на единицу товара) можно рассчитать по формуле:
Bb = P0 – PN,
Поскольку после введения дотации покупатель вместо цены P0 платит более низкую цену PN. Выгоду производителя от введения дотации (в расчете на единицу товара) можно рассчитать по формуле:
Bp = PB – P0.
Поскольку после введения дотации произодитель вместо цены P0 получает более высокую цену-брутто PB, включающую в себя дотацию.
Сделайте необходимые измерения и заполните таблицу 3 (для размера дотации в 1 тыс. руб.) и таблицу 4 (для размера дотации в 2 тыс. руб.). В ячейки таблицы впишите процентное отношение выгоды потребителя и выгоды производителя к общей величине дотации. Например, если цена-брутто равна 4,8 тыс. руб., цена-нетто – 3,8 тыс. руб, исходная равновесная цена – 4 тыс. руб. и величина дотации на единицу товара – 1 тыс. руб., то выгода покупателя составит 4 – 3,8 = 0,2 тыс. руб., а выгода производителя, соответственно, 4,8 – 4 = 0,8 тыс. руб. Таким образом, дотация фактически распределяется между потребителем и производителем в соотношении 20 % и 80 %. В соответствующую ячейку нужно записать «20 %/80 %».

Размер налога – 1 тыс. руб. Угол наклона кривой предложения
20 % 45 % 70 %
Угол наклона кривой спроса 20 %
45 %
70 %
Таблица 2. 

Размер налога – 2 тыс. руб. Угол наклона кривой предложения
20 % 45 % 70 %
Угол наклона кривой спроса 20 %
45 %
70 %
Таблица 3. 

Проанализируйте таблицы. Сравните их между собой. Подумайте о том, какие факторы влияют на распределение выгоды от введения дотации между потребителем и производителем.

Выводы из работы

Сделайте выводы по проделанной работе (исходите из проведенного анализа; выводы должны соответствовать поставленной цели работы).

Вопросы для самоконтроля
1. Как при введении дотации изменяется точка равновесия: в какую сторону смещается равновесная цена и равновесное количество?
2. Как можно рассчитать выгоду покупателя от введения дотации?
3. Как можно рассчитать выгоду производителя от введения дотации?
4. От чего зависит распределение выгоды от введения дотации между потребителем и производителем?