Анненков Юрий Павлович

(1889-1974)

       11 (23 июля) 1889, Петропавловск Тобольской губернии – 12 июля 1974, Париж.
       Юрий Анненков прожил долгую и настолько насыщенную событиями жизнь, что ее фактов с успехом хватило бы на несколько увлекательных биографий. Его судьба была тесно связана с культурой двух стран: первой была Россия, где он родился и вырос, а затем добился известности как художник, второй стала Франция, которую он посетил в период творческого становления в 1911-1913 годах, а в 1924 году остался здесь после отъезда из СССР, как оказалось, навсегда. Анненкову довелось стать свидетелем крупнейших событий истории ХХ века: первой и второй мировых войн, революции в России, установления и последующих метаморфоз советского режима, которому в конечном итоге художник предпочел эмиграцию.
       Дарованию Юрия Анненкова присущ особый универсализм, удивлявший еще современников. Блестящий рисовальщик, известный как портретист и мастер книжной и журнальной графики, живописец – автор портретов, натюрмортов, пейзажей, фигуративных сюжетных композиций, абстракций и ассамбляжей, художник театра и кино, выступавший в ряде постановок в качестве режиссера и сценариста, мультипликатор, а, кроме того, писатель, художественный критик и публицист, – вот далеко не полный перечень тех областей творчества, к которым он обращался на протяжении жизни.
       Юрий Анненков родился в 1889 году в Петропавловске в Сибири (ныне территория Казахстана), куда был сослан на поселение его отец, народоволец Павел Семенович Анненков. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Самару, а затем в Петербург. Интерес к рисованию Юра Анненков обнаружил в раннем детстве. Первоначальные художественные навыки он получил у домашнего учителя. В гимназические годы Анненков начал посещать занятия в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Уроки, где требовалось вычерчивать геометрические фигуры, показались скучными, и он бросил их спустя несколько месяцев.
       Важные страницы биографии Анненкова связаны с Куоккалой, где семья проводила каждое лето с начала 1900-х годов. Общение с творческой интеллигенцией: художниками, писателями, деятелями театра, отдыхавшими в этих местах, оказало значительное влияние на выбор жизненного пути и дальнейшую судьбу мастера. Самым известным жителем Куоккалы был И.Е. Репин, с которым семнадцатилетний Юра Анненков познакомился в гостях у К.И. Чуковского.
       В 1908 году, окончив гимназию, Анненков поступил по настоянию родителей на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Параллельно с университетскими занятиями юноша посещал рисовальные классы С.М. Зейденберга, где в то время обучался также М.З. Шагал. Летом 1909 года вместе с учителем Анненков выезжал на этюды в Боровичи.
       Осенью 1909 года, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Анненков перешел в мастерскую профессора Я.Ф. Ционглинского. Весной 1911 года по совету последнего Анненков отправился за границу для продолжения художественного образования. К тому времени по договоренности с родителями он оставил учебу в университете, решив всецело посвятить себя занятиям искусством.
       Лето и часть осени 1911 года Анненков провел на биологической станции в Роскове (Roscoff) в Бретани, где делал зарисовки морской флоры и фауны, иллюстрировал научные труды. Из Бретани он приехал в Париж. Богатейшие музейные коллекции, выставки и салоны, которые посещал художник, да и сама атмосфера культурной столицы Европы, где он познакомился с новейшими течениями современной живописи, произвели на Анненкова неизгладимое впечатление. Зимой 1911-1912 года он посещал парижские «общественные академии» Р. Жюльена, Гранд Шомьер и Ла Палетт, студии М. Дени и Ф. Валлотона (особенно заметным было влияние последнего). К этому периоду относится также эпизодическое обращение Анненкова к скульптуре.
       В октябре 1913 года, ненадолго задержавшись перед этим в Швейцарии, он вернулся в Россию. К тому времени Анненков успел выставиться в парижском Салоне независимых художников, но на родине его имя было практически неизвестно. Однако вскоре он заявил о себе сначала как карикатурист на страницах журнала «Сатирикон» (в котором сотрудничал до 1914 года, когда издание было прекращено), а затем – как оригинальный сценограф в театре «Кривое зеркало» (1913-1916 годы), где его дебютом стал спектакль «Homo Sapiens» в постановке Н.Н. Евреинова.
       Период после возвращения в Россию стал временем необычайной творческой активности Анненкова. Наряду с «Сатириконом», он сотрудничал как иллюстратор (реже – как автор текстов) в журналах «Театр и искусство» (1913-1916), «Весна» (1914), «Отечество» (1914), «Лукоморье» (1914), «Солнце России» (1917), «Аргус» (1917, 1918), «Красный милиционер» (1920-1921), «Дом искусств» (1921), «Театральное обозрение» (1921), «Петербург» (1921), «Юный пролетарий» (1921), «Мухомор» (1922) и др. В карикатурах, шаржах, репортажных набросках Анненков предстает как наблюдательный и ироничный художник, свободно владеющий различными техниками, в том числе, линейным рисунком blanc et noir, как нельзя лучше подходящим для воспроизведения в печати. Впечатляет широкий стилевой диапазон его графических работ: от творчески переосмысленной традиции символизма и модерна до неопримитивизма и трактованных в декоративном ключе кубизма, футуризма, конструктивизма.
       Значительным был вклад Анненкова в искусство оформления книги. Работы, исполненные до революции, позволяют проследить эволюцию мастерства художника. В 1916 году он проиллюстрировал вторую часть теоретического труда Евреинова «Театр для себя». Ещё более тонко и артистично оформление книги Ю. Юркуна «Дурная компания», выполненное Анненковым в 1917 году. Высшим достижением художника в области книжной графики стали рисунки к поэме А. Блока «Двенадцать» (1918). Еще современники говорили о конгениальности иллюстраций поэтическому тексту. В том же 1918 году вышла экспериментальная для Анненкова авторская книга «1/4 девятого» со стихами и линогравюрами художника. Широкую известность получили его иллюстрации к сказке К. Чуковского «Мойдодыр» (1923), выдержавшие более 30 переизданий.
       В начале 1920-х годов на стиль графических работ художника определенное влияние оказал конструктивизм, заметный в решении обложек к книгам Н.Тихонова «Брага», Дж. Лондона «Железная пята» и др.
       Итогом значительного этапа творчества (особенно в перспективе последовавшего вскоре отъезда из СССР) стал для Анненкова альбом «Портреты» (1922) ¬– роскошное подарочное издание с отличной полиграфией, где были собраны его лучшие работы, начиная с 1911 года. В основу книги легли портретные образы выдающихся деятелей культуры: А. Ахматовой, Н. Альтмана, А. Бенуа, М. Горького, Н. Евреинова, Е. Замятина, М. Кузмина, Б. Пастернака, А. Ремизова, Ф. Сологуба, В. Ходасевича, К. Чуковского и др. Многие из них составляли в те годы в круг общения Анненкова.
       В первые годы советской власти художник работал также над портретами политических деятелей: В. Ленина, А. Луначарского, Я. Свердлова, Л. Троцкого и др. В 1920 году они были опубликованы в журнале «Красный милиционер». В 1923 году Анненков получил заказ на создание новой портретной серии руководителей советского государства, которая легла в основу альбома «17 портретов», выпущенного в 1926 году, уже после его отъезда из страны.
       В России Анненков много работал как театральный декоратор, оформив до эмиграции более 50 спектаклей в Петербурге и Москве. На его творческое становление как сценографа и режиссера значительное влияние оказал Н.Н. Евреинов, по настоянию которого Анненков был приглашен в 1913 году в театр «Кривое зеркало» (где с 1914 года заведовал художественной частью). Их яркой совместной работой стал спектакль по пьесе Евреинова «Самое главное», поставленный в 1921 году в театре «Вольная комедия», в оформлении Анненкова. Несколькими годами ранее в спектакле Эрмитажного театра «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1919) Анненков – режиссер и декоратор – воплотил идею «циркизации» традиционной театральной формы. Новаторские принципы авангардного театра, которые Анненков сформулировал в ряде статей начала 1920-х годов, были им реализованы, в частности, в постановках пьес «Газ» Г.Кайзера (1922) и «Бунт машин» А.Н.Толстого (1924) в БДТ.
       В первые годы советской власти Анненков выполнял проекты украшения улиц Москвы и Петрограда к государственным праздникам (1918), а также, наряду с другими авторами, принял участие в постановке и оформлении двух грандиозных массовых зрелищ в Петрограде: «Гимн освобожденному труду» (1-го мая 1920 года) и «Взятие Зимнего дворца» (7-го ноября того же года).
       В 1924 году Анненков, завоевавший к тому времени достаточную известность, выехал из СССР в качестве организатора и одного из основных участников советского раздела в рамках Венецианской биеннале. Осенью того же года он приехал в Париж для подготовки экспозиции, представлявшей СССР на Международной выставке декоративного искусства, которая открылась летом 1925 года.
       В первые годы после отъезда художник, видимо, не оставлял мысли вернуться на родину: он поддерживал контакты с полпредством СССР в Париже и сохранял советский паспорт. В 1928 году семь живописных работ Анненкова были показаны на известной экспозиции «Современное французское искусство» в Москве. Как и для многих художников-эмигрантов, для него это была последняя прижизненная выставка на родине. Постепенно его связь с Советским Союзом обрывается, и к началу 1930-х годов Анненков становится «невозвращенцем», прожив в эмиграции (в основном во Франции) около полувека.
       Между тем отъезд из СССР открыл новый плодотворный этап в творчестве художника. Черты изменения стиля заметны во всех видах искусства, к которым обращался Анненков в эмиграции. В графике (особенно в иллюстрациях) 1920-30-х годов сказывается влияние стиля art deco, а позже – неореализма.
       Одной из заметных работ Анненкова в эмиграции в области книжной графики стала серия виртуозно исполненных литографий с видами парижских предместий для книги Л. Шеронне «За городской чертой» (Extra-Muros) 1929 года.
       В живописи Анненкова французского периода, как и в графике, усиливается эмоциональное лирическое начало, появляются новые темы и образы. С 1940-х годов художник обращается к абстрактному искусству и ассамбляжу.

 

       Одним из главных увлечений мастера в эмиграции продолжала оставаться сценография. После 1931 года Анненков много работал в театре, оформлял драматические, оперные и балетные спектакли, в разное время сотрудничал с режиссерами М.А.Чеховым, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, хореографами С.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Дж. Баланчиным, Б.Ф.Нижинской.
       В 1933 году Анненков обратился к кинематографу и за все время работы в кино принял участие в создании более 60 фильмов. В 1945 году он организовал в Синдикате техников французской кинематографии новую секцию художников по костюмам (createurs des costumes) и был её председателем в течение 11 лет. В 1954 году Анненков был номинирован на «Оскар» за костюмы к фильму Макса Офюльса «Мадам де**» (1954).
       Кроме того, в эмиграции он всерьез занялся литературным творчеством. Под псевдонимом «Б. Темирязев» Анненков опубликовал ряд рассказов и повестей в русских эмигрантских журналах. В 1934 году в Берлине вышел в свет его роман «Повесть о пустяках», где речь идёт о катаклизмах отечественной истории первых десятилетий ХХ века.
       Своей многолетней работе в театре и кино художник посвятил две написанных по-французски книги: «Одевая кинозвезд» (1951) и «Макс Офюльс» (1962). В 1966 году в Нью-Йорке вышел двухтомник его воспоминаний, озаглавленный «Дневник моих встреч: Цикл трагедий».

    Умер Ю.П. Анненков в Париже в 1974 году.
      

Работы художника хранятся в музеях, в частности в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, а также в частных собраниях.


       © Анна Дьяконицына

научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи