Матвеев Федор Михайлович (1758 - 1826)
Вид в Италии

1805 г.

       По окончании Императорской Академии художеств с золотой медалью Ф.М.Матвеев в 1779 году был отправлен в Италию в пенсионерскую поездку. Навсегда покоренный прекрасной итальянской природой и обремененный долгами, накопившимися из-за скудости и нерегулярности выплачиваемой Академией пенсии, художник так и не вернулся в Россию. Его величественные пейзажи пользовались известностью, особенно среди русских путешественников. Постепенно творчество русского художника получило и официальное признание. Петербургская Академия художеств в 1807 присудила ему звание академика за присланную картину с изображением вида Неаполя. В 1813 Матвеев был избран членом римской Академии святого Луки.
       Пейзажи Матвеева созданы на основе реально существовавших видов, так "Вид в Италии" изображает вид на виллу д'Эсте, расположенную в окрестностях городка Тиволи близ Рима. При этом они "облагорожены", согласно представлениям классицизма о красоте. Плотно написанные купы деревьев и группы поселян на первом плане сменяются стенами замков и водопадами - на втором. За ними расстилаются покатые горы по мере отдаления становящиеся все светлее, мягче и голубее, почти сливаясь со светлыми, подернутыми легкой дымкой небесами. "Важнейшее его достоинство, в чем и самые соперники отдают ему справедливость, состоит в искусстве писать дальние планы, что не всегда представляли и самые славнейшие художники. Он пишет оные с отменной легкостью,…так что совсем не виден труд", - восхищался работой "старика Матвеева", знаменитый пейзажист следующего поколения Сильвестр Щедрин. В картине "Вид в Италии", классицистический канон не выглядит навязчивым. Он смягчен асимметрией композиции построенной на плавном чередовании планов, связанных извивами водных потоков и горных дорожек, по которым движутся изображенные лишь несколькими мазками выразительные фигурки путешественников с лошадьми и навьюченными осликами.