В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. «ЛИЗЫНЬКА И ДАШИНЬКА». 1794

Картина И.И. Фирсова «Юный живописец» занимает совершенно особое и обособленное место в искусстве XVIII века. У ее автора не было в истории русской живописи ни предшественников, ни последователей. Еще И.Э. Грабарь, видный историк отечественного искусства первой половины ХХ века, писал о ней: «Эта загадочная вещь, так удивительно выхваченная из жизни, прелестная по композиции и красивая по живописи, идет вразрез со всем, что тогда творилось в России…»

Картина написана вопреки всем правилам жанровой живописи, принятым в Императорской Академии художеств. Единственным объяснением появления в русском искусстве в середине XVIII века подобного произведения является то, что оно было написано в Париже, под непосредственным влиянием современной художнику французской живописи.

Как и многие русские художники того времени, Фирсов был мастером «многостороннего умения», то есть мог создавать театральные декорации и декоративные панно, писал «милые перспективные пейзажи» и умел изобразить человеческую фигуру. «Для лучшего живописной и театральной науке обучения» Фирсов был послан в Париж.

В отличие от академических композиций картина Фирсова подкупает свежестью и непосредственностью впечатления. Очаровательная домашняя сценка как бы подсмотрена художником, списана с живой жизни. Фирсов изображает интерьер живописной мастерской, в которой расположились участники действия. Их окружают предметы, необходимые художнику в повседневной работе: гипсовый бюст, книги, кожаный манекен, палитра, мольберт, ящик с красками, тряпка, о которую живописец вытирает кисти. Эти обыденные предметы приобретают особую прелесть под любовной кистью художника. Все участники сценки объединены общим действием, заворожены процессом превращения «натуры» в «произведение искусства». На глазах у зрителя проистекает сам процесс творчества, происходит рождение картины.