Иконостас

Иконостас (русское «иконостав») – это не просто собрание икон на многоярусной преграде между трапезной и алтарной частями церкви, а подчиненный строгому порядку канон, построенный на гармонии смысла и красоты.
Иконостас появился в храме не сразу. В древности в храмах были лишь низкие алтарные преграды, на которые ставили две иконы – Христа и Богородицы.  Со временем число икон возрастало. К XV веку, времени Андрея Рублева, на Руси были уже иконостасы в три яруса, а в следующем веке их стало пять. Были попытки увеличить число рядов, но все-таки традиционно принятым в русском православном храме считается пятиярусный иконостас.
Система пяти рядов (по-древнерусски они называются «чинами») глубоко символична. Рассмотрим расположение икон в каждом из чинов пятиярусного иконостаса.
Первый чин называется «местным», потому что здесь расположены иконы, почитаемые в данной местности. В центре этого ряда находятся Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное. На створках врат обычно изображают Благовещение и четырех евангелистов. Над вратами – образ Тайной Вечери.
Справа от Царских врат – икона Иисуса Христа-Вседержителя, слева – Богоматери, потому что Спаситель и Божья Матерь помогают человеку на его духовном пути.
Второй рядпраздничный чин – включает в себя иконы двунадесятых праздников, т.е. основных праздников церковного года, от Рождества Богородицы до Успения. Эти иконы рассказывают о земной жизни Христа и Богоматери.
Третий ряд носит название «Деисусный чин» (правильнее – «дейсисный», от греческого слова «дейсис» - моление). Это центральный ряд иконостаса, его главная идея – предстояние святых перед Христом. В центре ряда – икона «Спас в силах», изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Справа от Спаса – Богоматерь, слева – святой Иоанн Предтеча, за ними архангелы, апостолы, святители и другие святые, символизирующие Церковь Небесную. Все святые предстоят в молитве, повернувшись в сторону Спасителя.
Четвертый ряд – пророческий: в нем помещены иконы, изображающие ветхозаветных пророков, предрекавших приход Христа Спасителя на землю. В центре пророческого чина располагается образ Богоматери, которая была избрана для воплощения Бога через рождение Иисуса.
Пятый ряд – праотеческий – состоит из икон праотцев – ветхозаветных патриархов, о которых мы читаем в Ветхом Завете. Это Ной, Авраам, Исаак, Иаков, те, кто подвигом веры закладывал христианскую религию. В центре этого ряда помещают образ Троицы.
Венчает иконостас  Голгофа – изображение Распятия. Голгофа – вершина мира, центр мироздания, где соединились земное и небесное через жертву Иисуса Христа.
В иконостас вместилась вся Библия – Ветхий и Новый Заветы. Иконостас помогает человеку понять, что он не песчинка в необъятной и безразличной вселенной, но живой и свободный участник этой Богочеловеческой драмы, именуемой историей спасения.

Далее>>