Неизвестный скульптор XVI века. Португальские колонии в Индии (Гоа?). Мадонна с младенцем. XVI век

Мадонна изображена в полный рост. Левой рукой она держит Младенца Христа, в правой - розу. Этот цветок в католическом искусстве связывался прежде всего с Девой Марией - одним из эпитетов Мадонны была "Роза без шипов", т.е. "Безгрешная". Объяснение этому можно найти в легенде, приводимой Святым Амвросием (IV век) - пока не произошло грехопадение роза росла без шипов.

Работа исполнена, без сомнения, очень опытным мастером. Об этом говорят тонкость резьбы и четкость проработки всех деталей, плавное завершение к верху ее общих очертаний - для создания подобных миниатюрных изделий использовали, как правило, заостренный край слонового клыка, - наиболее дешевую часть этого дорогостоящего материала. Статуэтка привлекает какой-то особой трогательностью и непосредственностью исполнения.

Иконография, общая композиция работы вполне соответствуют традиционному каноническому образу Мадонны. Вместе с тем, черты лица, положение кисти правой руки, держащей цветок, с характерным сильным изгибом, трактовка складок платья и головного убора Мадонны, отличаются от манеры исполнения европейских мастеров, но обнаруживают несомненное сходство с произведениями индийского искусства.

Плащ Мадонны, манера его драпировки вокруг фигуры - наброшенный на левое плечо, он на спине опускается наискосок до середины правого бедра и впереди вновь поднимается к левому плечу, также больше напоминает индийское сари, нежели европейскую одежду. От европейской скульптурной традиции отличается и сам характер исполнения складок одежд - упорядоченно-параллельных, гибких, но при этом очень жестких, словно гофрированных, также находящих аналогии в традициях индийской скульптуры. Облик Мадонны в целом также более близок не европейскому, а индийскому канону красоты, согласно которому "красивой принято считать голову яйцевидной формы; шея и руки должны быть похожи на хобот молодого слона, пальцы рук - на бобы, а подбородок - на зерно плода манго".

Сочетание в статуэтке "Мадонна с младенцем" из собрания Радищевского музея католической иконографии и стилистики индийского искусства объясняется тем, что работа была создана в португальских колониях в Индии местными мастерами по европейским образцам. Основным центром производства католических произведений из кости на территории португальских колоний в Индии была область Гоа, располающаяся на западном берегу Индийского полуострова.

Начиная осваивать новые территории, европейцы столкнулись здесь с очень яркой и самобытной традиционной культурой. Европейские миссионеры, бывшие основными заказчиками католических образов - Распятий, статуэток Мадонны и святых, активно привлекали для создания, местных резчиков, с древнейших времен славившихся своим искусством в обработке слоновой кости. Однако, беря за основу статую Мадонны с Младенцем, созданную европейским мастером, и соблюдая все особенности определенного иконографического типа индийский резчик неизбежно привносил в свою работу элементы национальной художественной традиции. Эта особенность культурной среды во многом и объясняет необычность стилистики создаваемых ими произведений, и в частности, статуэтки "Мадонна с Младенцем".

Небольшая по размеру, что обусловлено особенностями самого материала, статуэтка "Мадонна с младенцем" предназначалась не для церкви, а для частного употребления. По выражению Э. Гомбриха, создатели подобных миниатюрных работ, "в отличие от творцов соборной пластики не стремились явить надмирный образ истины, но хотели пробудить в человеке чувства любви и нежности".

Справочные материалы

Кость. История искусства резьбы из слоновой кости насчитывает более тысячи лет. По цвету, тонкой и плотной структуре и значительной твердости она всегда представляла собой один из наиболее привлекательных материалов для художественных работ. Она одинаково ласкает и глаз, и осязание, а инстинктивная уверенность в ее прочности и ценности еще усиливает производимое ею впечатление. Цвет слоновой кости - целая гамма нежнейших тонов от ослепительно белого до желтоватых, красноватых и зеленоватых - в некоторых оттенках напоминает теплый тон человеческой кожи, с которой издавна и часто сравнивается. Одна эпоха сменяла другую, менялись художественные стили и вкусы, но слоновая кость всегда считалась одним из самых дорогих и красивых материалов. Неслучайно поэтому заказывались и приобретались выполненные из него вещи людьми достаточно состоятельными, и хранились ими как настоящие художественные сокровища.

Гоа - область, на западном берегу Индийского полуострова. Первоначально эти земли входили в состав одного из индийских государств. Постепенная европеизация Гоа началась около пяти веков назад, когда в 1498 году на Малабарском побережье Индийского океана высадился и заложил форт знаменитый португальский путешественник и первооткрыватель Васко да Гама. Спустя 12 лет в 1510 году в результате победы португальских конкистадоров под командованием Альфонсу д'Албукерки над местным населением, эти земли окончательно перешли под власть португальской короны и были превращены в центр всех португальских владений на Востоке. Благодаря выгодному стратегическому расположению, в течение долгих веков Гоа был важнейшим портовым регионом Индии, одним из крупнейших центров торговли в регионе. В 1542 году в Гоа прибыл основатель ордена иезуитов святой Франциск Ксавьер. Считается, что именно благодаря ему сформировалась особая культура Гоа, органично сочетающая в себе черты Запада и Востока. Встретившись на территории Гоа с высоким уровнем культуры, португальские миссионеры были вынуждены проводить достаточно гибкую политику в распространении христианства среди коренных жителей колонии и пропагандировать христианское учение путем поиска аналогий в религиозных и философских представлениях местных народов. Эта своеобразная политика и нашла отражение в создаваемых местными мастерами Распятиях, статуэтках Мадонны и Святых. Европейские миссионеры, бывшие основными заказчиками католических образов, активно привлекали для их создания, местных резчиков, с древнейших времен славившихся своим искусством обработки слоновой кости. Местные мастера, беря за основу произведение европейского мастера, и соблюдая все особенности определенного иконографического типа, привносили в свою работу элементы национальной художественной традиции.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева