Урок 43. Проект «Дневник наблюдения за растением», 1 часть (введение в проект)

 

Практическая цель проекта – наблюдение за ростом растения, фиксация наиболее важных моментов развития растения и оформление результатов наблюдения в виде презентации.

Методическая цель проекта – учить детей вести наблюдение, выделять в непрерывном процессе дискретные, наиболее важные моменты, фиксировать процесс наблюдения, продолжать учить детей создавать презентации в программе PowerPoint, а также выступать с докладом.

План проведения 1 части проекта (введения в проект)

  1. Общее обсуждение
  2. Создание макета одной страницы презентации.
  3. Создание общей схемы презентации.

О проекте

Как вам предстоит убедиться, проекты 3 класса качественно отличаются от  проектов 1–2 класса. В курсах 1–2 классов практической целью  проектов в основном являлось создание объекта (текста, графики, презентации). В курсе 3 класса дети начинают работать в проектах с дискретными процессами, то есть процессами, состоящими из отдельных шагов, или разложимыми на отдельные шаги. Важной частью проектов 3 класса является наблюдение. Умение наблюдать, фиксировать и обобщать результаты наблюдения – важное информационное умение, которому мы постепенно хотим научить детей. На первом этапе мы в этом будем им максимально помогать. Так в проекте «Дневник наблюдения за погодой» мы предлагаем детям электронный ресурс, позволяющий легко и быстро фиксировать и оформлять результаты наблюдения. Данный проект продолжает серию проектов, где дети осуществляют наблюдение за реальным процессом. Конечно, процесс роста и развития растения не является дискретным, это непрерывный процесс. Однако в нем можно выделить некоторые моменты, когда количество переходит в новое качество, то есть происходит некоторое видимое изменение, важное для процесса развития растения в целом. Если проследить именно такие, наиболее важные моменты, то непрерывный процесс превращается в дискретный, но при этом не теряет своей содержательности и полноты, ведь все его наиболее важные моменты мы зафиксировали. Таким образом, в ходе данного проекта дети начинают осваивать идею дискретизации.

Как видите, этот проект находится на стыке информатики с биологией. Поэтому было бы прекрасно, если бы вы смогли привлечь к этой работе учителя биологии. Хорошо бы пригласить его на первый урок для пояснения процесса развития и роста растения и на последний урок для подведения итогов проекта. Если это не получается, попросите у него проконсультировать вас по биологической составляющей проекта.

Общее обсуждение

Как обычно, прежде всего, нужно объяснить ребятам практическую задачу проекта – наблюдение за развитием и ростом растения. Конечно, это может быть любое растения на любой стадии своего развития. Но надо учесть, что для наблюдения мы даем детям около месяца, а при этом дети должны видеть процесс в его многообразии, то есть в течение этого месяца должны происходить действительно важные изменения. Поэтому нет смысла поручать детям наблюдение за деревом, которое растет у них во дворе или за взрослым комнатным цветком. Чтобы процесс наблюдения был интересным, можно предложить один из трех вариантов. Первый – наблюдение за развитием растения от зернышка до того момента, когда у растения сформируется стебель и первые листья. Второй – наблюдение за процессом развития саженца комнатного растения от момента отделения листа от материнского растения до момента, когда саженец не приживется в земле. При выборе первого варианта лучше брать крупные семена, например, бобы, горох, тыкву, кабачок. При выборе второго варианта нужно, конечно, выбирать растения, которые способны размножаться черенками (листьями или стеблями). Третий вариант – наблюдение за появлением, ростом и развитием листьев на побеге, отделенном от взрослого дерева или кустарника. Этот вариант мы считаем наиболее выигрышным, поскольку он позволяет соединить воедино все три «биологических» проекта 3 класса («Определение дерева по веточкам и почкам», «Дневник наблюдения за растением» и «Мое дерево») и интегрировать их результаты в итоговом отчете, который дети будут демонстрировать в проекте «Мое дерево».

После того как все дети, в общем, поняли практическую задачу, надо дать подробные пояснения по наблюдению и фиксации этого наблюдения. Вообще дети должны наблюдать за своим растением каждый день (даже чаще, 2–3 раза в день), поэтому лучше всего поставить растение там, где ребенок, находясь дома, сможет его постоянно видеть. Но фиксировать необходимо не каждое наблюдение, а только такие, во время которых ребенок увидел что-то новое. То есть тогда, когда с момента предыдущего наблюдения с растением произошли какие-то важные изменения. Кроме того, обязательно надо зафиксировать начальный и конечный моменты наблюдения.

Для фиксации важных моментов развития растения ребятам понадобятся цифровые фотоаппараты. Конечно, сейчас цифровые фотоаппараты уже есть во многих семьях. Но вам необходимо проконтролировать это, опросив ребят, а лучше их родителей. Если окажется, что у кого-то из детей необходимой техники нет, можно выйти из положения. Если фотоаппаратов в группе вообще мало – около 3–5 штук, лучше разбить ребят на группы так, чтобы в каждой группе был фотоаппарат. Этот вариант плох тем, что наблюдать и фиксировать будет лишь один ребенок в группе, а все остальные – делать презентацию и выступать с ней. Поэтому если в группе на 15 человек приходится хотя бы 10 фотоаппаратов, то лучше организовать работу так, чтобы наблюдением занимались все. Например, оставшихся детей (у которых нет фотоаппарата) можно объединить в еще одну группу, посадить для них растение в классе. Для этой группы можно выделить свой фотоаппарат из числа школьной техники. Тогда и наблюдать и фиксировать наблюдения смогут все дети, независимо друг от друга. Как бы там ни было, можно посадить растение (или даже 2–3 растения) в классе на всякий случай. Дело в том, что наверняка в классе окажутся ребята, у которых процесс развития пойдет не так, как мы планируем. Например, семечко вообще не проклюнется, саженец не приживется или побег не выпустит листы (потому что погибнет). Вырастить второе растение такой ребенок может просто не успеть и получится, что наблюдать ему не за чем.

Если ваши дети еще не работали в проектах с фотоаппаратом (например, в проекте «Моя улица»), то лучше им как-то помочь. Если у детей фотоаппарат есть дома, нужно попросить помощи со снимками у родителей. Если дети пользуются школьным фотоаппаратом, помогите им сами. Возможно, кто-то из детей воспользуется в качестве фотоаппарата камерой, встроенной в сотовый телефон. Это вполне допустимо.

Поскольку дети перед началом проекта слабо представляют процесс развития растения, а также имеют пока малый опыт наблюдения за реальными процессами, лучше их сразу сориентировать по этапам наблюдения, которые должны присутствовать и быть отражены в презентации обязательно. Обязательно должен быть зафиксирован начальный момент наблюдения. В начальный момент семечко обычно помещают на блюдечко с влажно марлей или другой х/б тканью, а саженец/побег помещают в баночку с водой. Лучше взять не одно, а несколько семечек (саженцев/побегов), тогда вероятность того, что одно из них проклюнется будет выше.

Кроме начального и конечного моментов наблюдения, дели должны зафиксировать следующие этапы.
Для развития растения из семечка обязательно нужно зафиксировать момент, когда из зерна проклюнулся росток. После этого надо фиксировать внешний вид ростка примерно каждые 2–3 дня. При этом нужно зафиксировать момент, когда росток сменил цвет (обычно проклевывается росток почти белого цвета, а затем постепенно цвет сменяется на зеленый). Также нужно зафиксировать момент, когда на стебельке появился первый листочек и затем отмечать появление каждого нового листа. После того, как длина стебля стала больше 3 см, можно пересаживать растение в небольшую емкость с землей, этот важный момент также необходимо зафиксировать.

Для развития растения из саженца комнатного цветка, обязательно нужно зафиксировать момент, когда саженец в баночке с водой пустил первый корень (даже если этот корень очень маленький). После этого надо фиксировать внешний вид саженца примерно каждые 2-3 дня. При этом нужно фиксировать появление каждого нового корневого отростка. После того, как корни достаточно сформировались, можно пересаживать саженец в емкость с землей (этот момент тоже нужно зафиксировать). Затем нужно продолжать фиксировать внешний вид растения каждые 3-4 дня. Особенно важным является момент, когда растение выпустило первый лист или существенно увеличилось в высоту. После этого можно говорить, что растение прижилось в земле. Если временной отрезок, выделенный вами для наблюдения за растением, к этому моменту закончился, то наблюдение можно прекратить, если – нет, можно зафиксировать еще несколько наблюдений, в которых будет отражаться количественные изменения размеров частей растения.

Если дети наблюдают за развитием и ростом листьев на побеге, то нужно обязательно зафиксировать следующие моменты.

Дальше нужно наблюдать внешний вид листьев каждый день. Фиксировать при этом стоит моменты, когда появился новый лист или уже появившиеся листья сильно изменились в размерах. Возможно, в какой-то момент у побега появится корень, это наблюдение также нужно зафиксировать. Заканчивать наблюдения можно в тот момент, когда на побеге сформировались листья такого размера, чтобы можно было легко описать все их параметры (форму, размер, членение и т.д.). В этот момент надо очень качественно сфотографировать не только внешний вид побега, но и отдельно лист крупным планом.

После того, как вы подробно обсудили с ребятами этапы наблюдения, нужно обсудить процесс фиксации каждого наблюдения. Итак, на каждом этапе наблюдения ребенок должен сфотографировать растение и сделать к нему необходимые подписи. Они должны обязательно включать: номер дня от начала наблюдения и краткие подписи. Подписи должны содержать основные параметры описания растения (высота стебля, длина зерна, размер листьев/почек и т. д.) и описание изменений, которые произошли с момента предыдущей фиксации наблюдения. Фотографии лучше сразу же перекачивать с фотоаппарата на компьютер (дома или в классе) и подписывать соответствующие файлы номером дня наблюдения (чтобы они не перепутались). Все записи нужно заносить в отдельную тетрадь.

Создание макета одной страницы презентации

Теперь, когда вы подробно обсудили с детьми процесс наблюдения и его фиксации, нужно обсудить оформление результатов этих наблюдений. Для этого дети будут использовать программу создания презентации, например,PowerPoint .Лучше всего каждому этапу наблюдения (зафиксированному дню наблюдения) отвести одну страницу презентации. Каждую страницу презентации лучше всего сделать по одному образцу, чтобы при просмотре в наблюдениях было легко разобраться. Образец страниц презентации у разных детей будет немного отличаться, но нужно рассказать детям о том, что должно быть отражено на каждой странице:

С учетом этих основных объектов на слайде ребята и делают разметку первой страницы презентации так же, как они это делали в проекте «Мой лучший друг/ Мой любимец». При этом можно воспользоваться готовыми шаблонами программы PowerPoint. Лучше всего для слайдов презентации здесь подойдут шаблоны «Графика и текст» или «Текст и графика». Их можно немного доработать или оставить, как есть.

Создание общей схемы презентации

Как видите, схема презентации здесь довольно проста – каждому наблюдению соответствует один слайд и все слайды выполняются по одному и тому же образцу. Заранее детям трудно будет сказать, сколько всего слайдов будет в презентации – видимо их будет не меньше пяти, также не стоит делать больше 10 слайдов. Поэтому можно на первом уроке просто скопировать первую страницу на следующие 4 страницы. Если ребенок пользуется готовым шаблоном PowerPoint, то и это делать не обязательно – при создании нового сайда презентации, выбранный вначале шаблон будет применяться к нему по умолчанию.