В. М. Юстицкий. Анжелюс. 1922

Одну из самых ярких и заметных ролей в художественной жизни Саратова двадцатых годов играл Валентин Михайлович Юстицкий - человек необычайно одаренный, артистичный, страстно увлеченный проблемами нового современного искусства. Свои первые профессиональные навыки он получил в Вильно, в художественной школе Я.С. Гольдблата, затем брал частные уроки скульптур в Париже. Активный участник выставок Московского товарищества художников, футуристических экспозиций "Магазина", салона "Единорог", очень восприимчивый по натуре, Юстицкий прошел через увлечение неопримитивизмом, кубизмом, футуризмом, символизмом. В 1918 году нарком просвещения А.В. Луначарский направил его в Саратов "создавать пролетарское искусство". Художник возглавил студию живописи и рисунка при Саратовском Пролеткульте, а чуть позже стал профессором Свободных государственных художественных мастерских.

Яркий представитель авангардного искусства, он проявляет наибольшую творческую активность в первые послереволюционные годы. Это было время напряженных исканий художника, когда он увлекается романтической идеей "динамической архитектуры", приведшей его вслед за Татлиным к созданию проекта подвижного памятника Жертвам Революции, мечтает о сооружении движущегося моста через Волгу. В Саратове Юстицкий неизменно оказывался в самом центре всех значимых художественных затей и событий. Человек большой изобретательности и энергии, он организовывает в Саратове театр "ПОЭХМА", задуманный как арена поиска новых зрелищных форм, пародировавший зачастую традиционные театральные формы; создает в футуристический "шумовой оркестр". Напряженные эксперименты художника тех лет шли в русле широкого диапазона исканий русского авангарда конца 1910-х - начала 1920-х годов.

Прошедший путь от предметности к конструкциям, он вернулся к обновленной изобразительности, обогащенной опытом формальных экспериментов. У художника обостряется интерес к собственно живописи, к изобразительным ее возможностям, к ее ритмическому строю. Стремление обрести новую стилистику, найти вполне современные средства выразительности, придать композиции особую весомость, а образам некую вневременную эпичность наглядно читаются в двух очень значительных полотнах мастера начала 1920-х годов - "Анжелюс" и "Молочнице".

Реалистическое начало "Анжелюс" в характере самого воздействия на зрителя. Юстицкий дает представление о земле, о благородном извечном труде крестьян, о простых предметах, им сопутствующих, представление, добытое из тысячи случаев.

Женщина ставит на стол глиняный сосуд. В момент еще незавершенного движения она застигнута первым, как бы наплывающим ударом колокола. Но образный строй картины снимает иллюзию жанровости. Далеко уходя от бытовой конкретики, Юстицкий акцентирует значительность жеста, затормаживая динамику, как бы приостанавливая на миг движение, он придает персонажам повседневного быта не свойственную им торжественность. В окаменелой медлительности фигуры - выражение застывшей силы. Жанровая повествовательная конкретность переведена в символико-ассоциативный план. Смысловое содержание этого полотна гораздо выше сюжета. Добиваясь монументальности в станковом полотне, Юстицкий приходит к выразительному силуэту, жестко оконтуривающему форму. "Анжелюс" написана лаконично и строго, в сдержанной, почти монохромной гамме. Цвет неотрывен от мощно построенной формы. Ритм работы замедленный, тяжелый. Насыщенность приглушенного цвета, выразительность живописной фактуры тоже работают на художественный образ, подчеркивая конструктивно-пластическую основу. С неподвижной экспрессией фигуры соединилось монументальное тяготение цветового композиционного строя полотна.

Написанная в 1922 году работа "Анжелюс" отличается законченностью. Картина действует на зрителя мгновенно, сильно, магически. Ее форма, подобна звучанию огромного колокола, она зачаровывает глубиной и силой. Горизонтальные и вертикальные членения композиции исполнены мощи, пластические объемы предельно выверены. По лапидарности исполнения, простоте и законченности она близка работам конструктивистов.

. Справочная информация

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Футуризм (от латинского futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", футуристы (кубофутуристы, эгофутуристы) декларировали отрицание традиционной культуры, наследия "прошлого", культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Наиболее крупными художниками-футуристами были - У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени. В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом - в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма, хотя само слово до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось. Для музыки характерны поиски новых звучностей, использование шумов и т.п.; для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных, И.Северянин) - языковое экспериментирование ("слова на свободе", или "заумь").

"Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете "Фигаро" появился написанный итальянским поэтом и романистом Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства ("Самые старые среди нас - тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора."). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: "Я над всем, что сделано, ставлю " nihil""." (Л.Поликовская). На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом "сверхчеловека"; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева