Ф.А. Бронников. Автопортрет. 1889

Популярный в свое время художник Федор Андреевич Бронников (1827 - 1902), профессор исторической живописи, родился в мещанской семье г. Шадринска. Первоначальные художественные навыки получил у своего отца - иконописца. В 1843 году приехал в Санкт-Петербург, где работал в технике офорта у Е. Е. Бернадского. Затем почти десять лет учился в Императорской Императорской академии художеств у А.Т. Маркова. В 1853 году за программную работу "Божья Матерь Всех Скорбящих радость" был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника I степени и право заграничной пенсионерской поездки.

В 1854 году, полный надежд и живого интереса к живописи, Ф.А. Бронников отправляется в Италию, куда неизменно стремились выпускники Академии художеств. Италия в те времена была "землей обетованной" для художников, где были созданы образцы высокого искусства, где во всем виделись отпечатки великой истории, а обычные итальянцы воспринимались потомками великих гениев времен античности и Возрождения.

Кроме того, по словам В. Розанова, "Италия дала … ту высшую абсолютную гармонию, … которая в качестве своего необходимого условия предполагала тоже абсолютную, ограниченную лишь "велением Божьим" свободу художника и поэта, свободу человека-артиста…".

К середине XIX века в Риме сложилась довольно многочисленная колония русских художников. Вместе с товарищами Бронников путешествует по стране, изучает памятники Рима, его античного, средневекового и Ренессансного периодов, интересуются современной жизнью Италии, её искусством, культурой, делает множество зарисовок и этюдов с натуры. Плененный яркой южной природой, красочностью современного итальянского быта и величественной историей, Федор Бронников навсегда остается жить в Риме, на Виа Виттория, у него была своя студия, в которой создано большинство произведений художника: итальянские пейзажи с видами улиц городов и селений, жанровые сцены, картины на темы из истории античности и Средневековья. Лишь ненадолго он выезжал в Россию в 1863 - 1865 годах, да выбирался для росписи посольских русских церквей в Париж и Копенгаген.

1860 - 1870-е годы - лучший период творчества Ф. Бронникова. Именно в это десятилетие художник создает наиболее известные исторические и бытовые композиции ("Гимн пифагорейцев восходящему солнцу" 1869, ГТГ, "Освящение гермы" 1869 ,ГРМ, "Бедное семейство, прогоняемое с квартиры", 1870 , "Мозаичисты в инквизиции", 1866, ГРМ, "Художник в приемной богача", 1876 г. "Проклятое поле" 1878, ГТГ и др.), портреты (его отца ,1871, художников А.А. Иванова, К.Д. Флавицкого ,1873, и др.).

Позже творческая активность мастера ослабевает. Крамской отмечал в одном из писем к Суворину (1885): "Вы упоминаете о Бронникове, вероятно потому, что он известность, но о нем серьезно давно уже говорить не приходится. Что делать, все мы старимся!" Действительно, с середины 1880-х годов Федор Бронников не создает больших сюжетных картин, он пишет чаще всего небольшие жанровые, пейзажные и портретные произведения. Портреты этого периода отличаются остротой психологической характеристикой и замечательным живописным мастерством. Среди них редко встретишь работы, выполненные на заказ, почти всегда художник пишет родных, близких ему людей, или тех, кого знает, любит.

В 1889 году Бронников создает один их лучших своих автопортретов. Работа написана в пору приближения старости, нескончаемых болезней и тяжелых мыслей о приближающейся смерти. Этой работой художник подводит итог своей жизни, итог своих творческих исканий. Написанный трезво и объективно автопортрет очень реалистичен. Строгий и лаконичный, в нем нет ничего эффектного и отвлекающего: темный, местами ,почти черный, фон глубокого кофейного цвета, статичная, предельно простая композиция.

Бронников изобразил себя погрудно в трехчетвертном повороте вправо. Все внимание сосредоточено на усталом, измученном болезнями лице художника. Оно выделено и цветом, и светом. Короткие темные с сединой волосы, обрамляют смуглое лицо с глубоким сосредоточенным взглядом, в котором читается мудрость, житейский опыт, сила духа, горечь разочарования, смирение и одиночество. Брови сведены в глубокие складки. Под внешней неподвижностью скрывается напряженная работа мысли. Резкий контраст между темным фоном, цветом сюртука и белоснежной рубашкой вносит оттенок смятения и усиливает ощущение и тревоги.

Художник создает глубокий образ, привлекающий сложностью характеристики душевного состояния. По мастерству исполнения, по силе и глубине раскрытия психологического образа эта работа принадлежит к числу лучших произведений Федора Бронникова.

Довгаленко А.С.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева