АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ. Середина XVI века.

Сведения об истории создания произведения:
       Икона принадлежала дворянам Михалковым. Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря зафиксировано, что дворяне Михалковы, в усадьбе которых под Рыбинском находилась икона, с 1530-х по 1630-е годы делали крупные денежные и земельные вклады в эту прославленную обитель. Многие Михалковы, проявившие себя на военном поприще, носили имя Михаил. Василий Михайлович Михалков в 1544 году был вторым воеводой третьего артаульного полка в казанском походе. В 1573 г. под Казанью были убиты братья Михаил и Иван Михалковы. Не исключено, что Михалковы заказали икону архангела Михаила, как небесного покровителя и помощника в ратных делах, в мастерской Троице-Сергиева монастыря.
Краткий искусствоведческий анализ (принадлежность к определенному стилю или направлению, особенности композиции и т.д.):
       Эта икона - самая древняя в собрании музея, она относится к эпохе великого мастера Дионисия. Икона была датирована и атрибутирована сотрудниками ГТГ в 1960-е годы как памятник ростово-суздальской школы живописи начала XVI века. По колориту, характеру письма, пропорциям икона действительно близка живописи Ростова начала XVI в. Ее ближайшей аналогией является образ архангела Михаила с бытием середины XVI века из Сергиево-Посадского музея-заповедника - вклад в Троицкую обитель ее архимандрита Меркурия Дмитровца. Изображения близки и иконографически, и колористически, но на рыбинской иконе крылья темные, что вносит дополнительный контраст в цветовой строй произведения. Совпадают некоторые детали (очертания рук, линии складок плаща и тельника, рисунок пояса), хотя пропорции фигур различны. Архангел на иконе из Рыбинска выглядит более устойчивым, чему способствуют его широко раскинутые крылья.
Комментарии, необходимые для понимания сюжета (исторические, культурологические, религиоведческие и др.):
       Ангелы, по учению Церкви, - это духи, не имеющие телесной оболочки. Архистратиг Михаил (евр.-"кто как Бог") считается предводителем небесного воинства, победителем Сатаны, верным помощником в ратных делах. Поэтому он изображен в боевых доспехах и с обнаженным мечом, каким он предстал в видении преемнику пророка Моисея Иисусу Навину перед его победой над Иерихоном (Нав.5:13-15) - в боевых доспехах и с обнаженным мечом. Этот иконографический вариант, хорошо известный в византийском и древнерусском искусстве, ассоциируется с образом христианина-воина, ведущего неусыпную "невидимую брань" с грехом. В Откровении Иоанна Богослова описывается его последняя битва с обольщающим всю вселенную диаволом, низверженным с небес (Откр. XII, 7-10). Архангел Михаил, согласно христианским представлениям, является также хранителем души человека от злых духов в час смерти. Богослужебные тексты и апокрифы наделяют архистратига особой силой в определении участи души в загробном мире. Собор Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных отмечается Церковью 21 ноября по новому стилю.
       Цвета, используемые иконописцем на этой иконе глубоко символичны. Архангел изображен на светоносном золотом фоне, в сиянии небесного света. Этот божественный свет иконописцы передают золотом, охрой, желтым и белым, иногда алым цветом, как на новгородских иконах. Архангел Михаил, охваченный огнем божественной любви, в алом, подобном пламени, плаще являет собой идеал крепости веры, воинской доблести и надежности святого покровительства. Алый цвет плаща символизирует также торжество, победу добра над злом. Крылья ангелов - знак постоянной устремленности к Богу.