И.И. РЕПИН. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – самая известная картина И.Е. Репина. По словам художника, он задумал этот сюжет в 1882 году под впечатлением от музыки Н.А. Римского-Корсакова. Прослушав на концерте композитора симфонию «Антар», содержание которой – испытание героя сладостью мести, власти и любви, Репин решил создать нечто подобное по силе воздействия в живописи. Еще не остыли тяжелые воспоминания об убийстве царя Александра II (1881) и последовавшей казни народовольцев. Трагизм современности был слишком близок и очевиден. «Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории», – вспоминал художник.

Судя по подготовительным наброскам, где можно различить фигуры бояр и стольничих, а также женскую фигуру в дверях, поначалу Репин думал о многофигурной композиции, в которой есть развитие сюжета. Существует несколько версий мотива ссоры между отцом и сыном: семейно-бытовая (Иван Грозный избил жену царевича) и политическая (вопрос о помощи осажденному Пскову в 1581–1582 годах во время войны с Польшей и Швецией). Однако вскоре Репин отказался от какой бы то ни было мотивировки страшной трагедии. Он оставляет на полотне только отца и сына, словно изгнав со сцены всех действующих лиц, мешающих главному сюжету.

Репин в полном смысле слова поставил эту мизансцену по законам сценического искусства, выступив даже в роли художника по костюмам и декорациям. Он готовился к работе над картиной на историческую тему со всей обстоятельностью. По воспоминаниям его дочери, художник делал этюды с натуры в Кремле, создал соответствующую обстановку в своей мастерской. Сам купил ткань для костюмов главных героев, и сам кроил эти костюмы и даже собственноручно расписал сапоги для царевича. Казалось бы, такой подход должен привести к точному историческому решению картины.

Но вряд ли зритель задумывается, глядя на это полотно, насколько соблюдено портретное сходство в изображении Ивана Грозного и царевича, так ли выглядел интерьер царских палат в XVI веке…

Интерьер комнаты Репин решает как коробку сцены, а действующих лиц располагает максимально приближенными к краю, бросив на первый план посох (орудие убийства) и сделав его тем самым третьим действующим лицом. Этот немой посох притягивает к себе взгляд и возвращает к группе отца и сына. Образы Ивана Грозного и царевича решены с беспощадной психологической правдой. Главной темой здесь становится нечаянное убийство, повлекшее за собой раскаяние оглушающей силы, в котором и любовь, и боль, и бешенство отчаяния. Трагизм образа Ивана Грозного усиливается контрастом образа царевича, скорбно-покорного и прощающего отца. Разлив красный цвет разных оттенков по всему холсту, ослабив его в розовом с серебристым отливом кафтане царевича, столкнув красное с глухой темнотой черного и коричневого, художник усиливает ощущение трагедии, словно произошедшей на глазах зрителя, а не несколько веков тому назад. Исторический сюжет приобретает общечеловеческий смысл.

Сила воздействия картины такова, что в 1913 году произошла трагедия уже с самим полотном. Посетитель Третьяковской галереи Балашов разрезал ее ножом, что крайне взволновало Репина. Художник реставрировал картину сам.