С.Ф. Щедрин. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827

Пейзаж написан для графини В.П. Шуваловой-Полье. Щедрин упоминает его в письме скульптору Гальбергу с просьбой «Вид Неаполя... без Везувия, но с крестом на первом плане отправить графине Шуваловой-Полье в С-т.Петербург». От Шуваловой картина перешла к итальянскому любителю искусства Эли Ротоло (некоторое время служившему управляющим графини), а от потомков последнего – в Русский музей.

Щедрин изобразил одну из неаполитанских набережных – Мерджеллина, – продолжающую на запад знаменитую Ривьеру ди Кьяйя в направлении Позилиппо. В начале дороги – деревянный крест с распятием. Эта достопримечательность, зафиксированная в гравюрах, позволила определить изображение. Справа у горизонта, на мысу над водой, построенная в 1529 году церковь Саннадзаро, посвященная Богоматери (на месте виллы поэта Я. Саннадзаро). Слева у кромки – характерный силуэт скалистого острова Капри.

Это одна из самых законченных и продуманных композиций художника. Характерен выбор точки зрения. Динамический срез холста слева как бы предполагает продолжение оживленной перспективы с фланкирующей, отдыхающей, предающейся обыденным занятиям шумливой толпой неаполитанского простонародья: «...словом, везде обыкновенный шум и крик лазаронов», «везде чудной народ, который я на одном дне по десять раз ругаю и десять раз хвалю!».

Выполняя пейзаж на заказ, Щедрин пишет собранней и рассудочней, чем обычно. Он тщательно осмысливает цветовые акценты, отрабатывает рисунок, выверяет светотеневые переходы. И все же счастливый дар живописца-романтика позволяет легко и непринужденно избежать сухости и надуманности. Блестящее мастерство и бесконечная искренность художника создают у зрителя ощущение еще одного живописного откровения.