Московский Кремль

Московский Кремль -  уникальный памятник истории и культуры, замечательное творение архитектуры и искусства.

Московский Кремль- центр становления Российского государства. Веками складывался редкий по красоте архитектурный ансамбль. По праву Московский Кремль называют каменной летописью.

Первые «записи»  относятся к 1147 году, сделанные князем Юрием Долгоруким- основателем Москвы, тогда она занимала только небольшую часть современного Кремля.

Иван Калита построил дубовую крепость, защитившую стольный град княжества. Первые каменные одноглавые храмы, возведенные при Иване Калите,  определили пространственную композицию соборной площади времени Ивана Ш, сохранившуюся до настоящего времени.

Белокаменные стены времени Дмитрия Донского 1366-1367  бросили вызов монголо-татарам. Из ворот новой крепости вышла объединенная рать русских земель под предводительством князя. Победа в битве на Куликовом поле положила начало освобождения Руси от чужеземного ига, символом окончательного крушения которого стали стены нового Кремля, построенного великим князем Иваном III.

Как выглядела крепость на Боровицком холме в до XV века? Это можно узнать из исследований археологов музеев, которые сделали карты поступательного развития Кремля.  

Новый этап грандиозного строительства относится ко времени правления Московского князя «Государя всея Руси» Ивана Ш, освободившего Русь от ордынского ига. По его указу  в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади

В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.

1485-1495 гг. итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля. Иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Сфорца в Милане.В отличие от замков Европы, недоступных для горожан, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. Именно здесь с XIV века были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, поэтому Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.

Со второй половины XIV века наблюдается подъем русской культуры. Это находит отражение в литературе, живописи, архитектуре.

Памятники архитектуры средневековья в Московском Кремле позволяют проследить   этапы ее становления, различные влияния и заимствования. В основном это храмовое зодчество. В соборах Московского Кремля сохранилась древняя монументальная живопись и собрание икон с домонгольского периода, древняя скульптура, по которым можно об искусстве того времени.  «Золотым веком» живописи называют вторую половину XIV- начало XVвека. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Назарий Истомин – из этих имен слагается история русского искусства. Все они работали в Кремле.

Централизация власти и принятие царского титула Иваном Грозным многое меняет в жизни русского общества. Продолжается процесс формирования русской народности. Происходит объединение местных культур. Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения, призванных увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.

XVI век – век публицистики. В монументальной и станковой живописи соборов Кремля можно найти отражение исторических и политических событий этого времени. В царских мастерских на территории Кремля работают лучшие мастера: оружейники, златокузнецы, мастера конюшенного дела. Уникальные произведения ювелирного искусства, сделанные в те далекие времена, хранятся в царской сокровищнице,  музее Оружейной палате,.

XVII -  век правления первых Романовых. Московский Кремль отражает  общие тенденции в изменении искусства и культуры этого времени. Архитектура Кремля обогатилась такими зданиями как Теремной дворец и дворцовые церкви, Потешный дворец, полностью перестроены Патриаршие палаты. Измелили свой облик и башни «Небесным градом Иерусалимом» - называли современники Московский град на Боровицком холме.