Хокусай Кацусика. Куртизанка в платье с ирисами. II половина XVIII века.

Японский гравер и рисовальщик Кацусика Хокусай родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсё, работавшего в жанре "укиё-э". Этот жанр возник в 17 в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни. Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 года принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию "укиё-э", обогатив ее изображениями пейзажей. Живой и разнообразный стиль Хокусая отличается простотой и монументальностью. Мастер обладал прекрасным умением передавать движение. Всего он создал около 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Среди его лучших произведений - серии ксилографий: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), Знаменитые мосты (1827-1830), Путешествие по водопадам страны (1827-1833), Поэты Китая и Японии (1830). Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца 19 - начала 20 в.

Жанр укиё-э, в котором он работал, переводится с японского примерно как "картины проплывающего мимо мира": прекрасное воплощение принципа Дзен - постоянное в своей вечной переменчивости "здесь и сейчас". Художник взял на себя роль связующего звена между нами, зрителями, и проблесками гармонии, отражающимися повсюду. Эстетика Дзен утверждает, что каждая вещь, каждое проявление этого мира красиво своей, особой, неповторимой и неповторяющейся красотой и задача души, пришедшей в этот "мир Скорби", познать и понять эту красоту. Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей.

На гравюре "Куртизанка в платье с ирисами" - мы видим стоящую женщину в синем кимоно с изображенными на нем ирисами и цветущей сакурой. Вокруг ее головки и плеч порхают мотыльки, а вверху справа - спускающаяся сверху бабочка. Женская фигура изображена в три четверти, создавая одновременно впечатление динамики и статики, движения и уравновешенности.

Гравюра наполнена символикой. В Японии синий цвет ириса - это символ вечности. У китайцев - олицетворяет грацию, изящество, нежность и красоту в одиночестве. В Японии "танец бабочек", выражает радость жизни, увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочка символизирует все лучшее в жизни человека. Но, в то же время, бабочка символизирует молодую женщину, одна бабочка - символ любви, не обременной обязательствами. Все эти символы служат раскрытию темы женщины и любви, быстротечности жизни, проходящей молодости и красоты.

Иероглифические надписи и печати имеют и для европейского зрителя, не знающего языка и не понимающего смысла написанного, большое эмоциональное значение и являются важным средством в общем композиционном построении.

Слухаева Е.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева