Уроки 49–51. Проект «Моя улица»

Практическая цель проекта – подготовить рассказ о своей улице, сопроводив его иллюстрациями или видео материалом.
Методическая цель – научиться выступать с докладом: подбирать и структурировать материал, составлять рассказ на тему, использовать в рассказе изображения (иллюстрации или видео).

О проекте

Для проведения проекта лучше объединить ребят в группы по 3-5 человек. Наверняка, в вашем классе окажутся ребята, живущие на одной улице. Если это не так, объедините ребят в пределах одного района, выбрав из улиц, на которых живут ребята, наиболее интересную с точки зрения достопримечательностей и истории.
Итак, ребятам предстоит рассказать о своей улице, максимально эффективно используя при этом электронные средства. К сожалению, мы не можем предложить к этому проекту никакой электронной поддержки, поскольку материал здесь будет сугубо индивидуальный. Заметим, что содержание проекта будет зависеть не только от вашего желания, но и от имеющихся в вашем распоряжении технических средств. В зависимости от этого мы можем предложить три основных варианта проведения проекта.

Первый вариант (видео)

Этот вариант подходит в том случае, если у ребенка есть возможность использовать цифровую видеокамеру (имеющуюся в классе или дома). При таком варианте дополнительная практическая цель проведения проекта состоит в создании видео ролика о своей улице (на 3-5 минут). Дополнительные методические цели проведения проекта – знакомство с работой видеокамеры и знакомство с программой проигрывания видео.

План проведения проекта

Первый урок – составление общего плана видео ролика, отбор содержания рассказа, планирование списка изображений.
Второй урок – составление подробного плана видео съемки, написание текста рассказа.
Третий урок – просмотр и обсуждение работ учащихся.

Первый урок

В начале первого урока проекта необходимо разбить ребят на группы и объяснить им практическую задачу проекта. При этом стоит обратить внимание ребят на то, что главная их задача – разработка подробного плана съемки и написание своего рассказа, а с технической стороной вопроса им помогут взрослые. Поэтому, прежде всего, необходимо составить самый общий план своей съемки и описать его кратко, но понятно. Интересней, если видео ролик будет сниматься не в одном месте улицы, поэтому снимать придется, перемещаясь от одного дома к другому. Каждый маленький кусочек, который будет сниматься в одном месте улицы, дальше мы будем называть кадром. Итак, план видео съемки можно оформить следующим образом.

Кадр № …(номер кадра).
Где снимаем: …(номер дома на выбранной улице).
О чем говорим:…(общая тема текста).
Нам кажется, вполне достаточным, если видео ролик будет состоять из 4-6 кадров, но если детям хочется, кадров может быть и больше (но не больше 10). Прежде чем ребята примутся за план, хорошо бы обговорить с ними общие места, которые желательно отразить в своем рассказе:

Местоположение улицы в городе. Должно быть кратко указано, в каком районе города расположена улица, как или на каком транспорте добраться до нее от центра. Если город имеет метрополитен, можно указать ближайшую станцию метро. Если улочка очень маленькая и малоизвестная, можно указать крупные улицы, радом с которыми она расположена. Вся эта информация помимо обще развивающей и познавательной цели, преследует довольно простую практическую цель – она поможет детям узнать, где живут их одноклассники.

Историческая информация.  Должно быть кратко указано, как улица получила свое название (в честь какого человека или события). Если улица раньше называлась иначе, желательно это указать (а также, когда и в связи с чем ее переименовали). Если появление или существование улицы имеет интересные исторические подробности, можно их указать.

Достопримечательности улицы. В первую очередь должны быть отражены объекты историко-культурного характера: памятники, музей, старинные здания, представляющие архитектурную ценность и т.д. Также могут быть описаны объекты для отдыха и развлечения: скверы, детские парки, театры, кино, детские развлекательные центры и т.д. Наконец, если объектов первого и второго типа на улице нет (или очень мало), могут быть описаны объекты городской инфраструктуры: школы, больницы, торговые центры и т.д.

Кадр, касающийся местоположения улицы в городе может сниматься в начале улицы, на первой остановке транспорта или на пересечении улицы с наиболее крупной улицей. Кадр, касающийся истории улицы лучше всего снимать около исторической достопримечательности, посвященной основанию улицы – памятника, мемориальной доски и т.д. Если таких объектов на улице нет, можно снять этот кадр около дома одного из ребят. Остальные кадры должны быть сняты около соответствующих достопримечательностей.

После первого урока ребята получают задание собрать информацию, которую они будут использовать в своем видео ролике. Лучше всего разделить кадры по 1-2 на одного учащегося. Тогда каждый учащийся должен будет собрать историческую информацию, относящуюся к данному кадру. Вполне допустимо при этом использовать помощь родителей, но нужно напомнить ребятам, что текст не должен быть большим – 2-5 предложений к каждому кадру.

Второй урок

На втором уроке группы конкретизируют свой план и составляют полный план видео ролика. В частности, на этот урок дети приносят информацию о своей улице и ее достопримечательностях и составляют из нее связный монологический текст к каждому кадру. Кроме того, дети должны уточнить место и ракурс съемки каждого кадра – уточнить место, где должен стоять оператор (человек, который будет снимать), должен ли он перемещать камеру (менять ракурс) в процессе съемки, должен ли он снимать рассказчика или за кадром просто будет звучать голос.
В конце урока учитель должен вместе с группой оценить качество разработанного плана видео ролика. Если окажется, что он полностью готов и не нуждается в доработке, то предложите группе распределить роли рассказчиков. Если план еще сырой и недостаточно полный, учитель предлагает группе доработать его дома  по конкретным параметрам и обсудить план еще раз позже.

Процесс съемки
Лучше, если между вторым и третьим уроком проекта пройдет 1-2 недели, поскольку работа детям и учителю предстоит большая. В планировании уроки стоят подряд, поскольку мы не знаем, какой вариант проекта вы изберете. При видео варианте, лучше дать детям побольше времени между вторым и третьим уроком проекта. При этом начать проект мы предлагаем на тех же уроках, а последний урок провести тогда, когда все группы подготовят свои ролики.

Конечно, съемка ролика каждой группы будет протекать после уроков. Скорее всего, каждой группе понадобиться в качестве технической поддержки оператор – взрослый человек, который умеет обращаться с видео камерой. Если камера принадлежит родителям одного из детей в группе, то оператором будет родитель. Если камера – часть комплекта школьного оборудования, то оператором должен быть учитель или кто-то из группы технической поддержки.

Группе заранее надо договориться, кто будет выступать в качестве рассказчика, читающего текст, и кто из детей будет присутствовать не съемках. Конечно, полезнее всего, чтобы в съемках участвовали все дети, по очереди становясь рассказчиками. Еще полезнее, если детям удастся побыть некоторое время в качестве оператора (под контролем настоящего оператора). Однако если такой вариант сложно организовать, для съемок вполне достаточно оператора и одного рассказчика, как мы уже говорили, основная работа в этом проекте должна происходить на уроках, на этапе подробного планирования ролика.

После того, как группа закончила съемку, ролик должен быть скачан с видео камеры на компьютер в классе. Учитель может сделать это сам или попросить помощи у службы технической поддержки.

Третий урок

В начале третьего урока проекта ребята знакомятся с программой, проигрывающей видео (любой по вашему выбору). Для этого попросите ребят открыть свой видео фрагмент, выбрав соответствующую программу. В обязательном порядке стоит познакомить ребят с кнопками проигрывания, паузы, перемотки вперед и назад, остановки и закрытия. Также следует показать детям, где регулируется звук и как открыть окно проигрывателя на весь экран. После этого попросите ребят просмотреть ролик, который у них получился (лучше делать это в наушниках), ведь некоторые члены группы, возможно, его еще не видели.

Теперь каждая группа должна показать свой видео ролик всему классу. При этом никаких пояснения во время показа от ребят исходить не должно, а обсуждение должно быть после завершения показа. Будете ли вы обсуждать каждый ролик, или устроите обсуждение после завершения просмотра всех роликов, решайте сами. Конечно, не стоит судить ребят строго, но, оценивая работы, стоит обратить внимание на следующие моменты: был ли рассказ интересным, был ли он содержательным, хорошо ли подобран материал. Работу оператора, конечно, можно тоже оценивать, но это не должно влиять на оценку группы, даже в том случае, если оператором был кто-то из ребят.

Второй вариант (фото)

Первый вариант проекта является самым новым и соответственно самым полезным для ребят, но мы понимаем, что далеко не во всех семьях имеется видео камера и в школе ее может также не оказаться. Поэтому мы предлагаем вам еще один вариант поведения данного проекта. Он подойдет в том случае, если у детей имеется возможность использовать цифровой фотоаппарат.

При таком варианте дополнительной практической целью является создание многостраничной презентации, посвященной своей улице, а дополнительной методической целью – продолжение обучения выступать с докладом с опорой на готовую презентацию. Содержательно этот вариант очень похож на проект «Мой лучший друг» из курса 1 класса. Разница состоит в том, что здесь проект многостраничный и выполняется он в группе. С одной стороны это требует освоения новых возможностей программы Power Point – ребята должны научиться действовать со слайдами презентации. С другой стороны – выступать с многостраничной презентацией несколько сложней.

План проведения проекта
Первый урок – составление общего плана презентации.
Второй урок – подготовка слайдов презентации и сборка готовой презентации.
Третий урок – выступления ребят и обсуждение этих выступлений.

Первый урок
Групповая работа

На первом уроке дети работают за партами. В начале урока нужно разделить ребят на группы и объяснить детям практическую цель проекта. Затем группа составляет общий план презентации – список слайдов, с указанием тематики каждого. Как и в видео ролике, в презентации должны быть отражены: местоположение улицы в городе, историческая информация и достопримечательности улицы (подробней см. выше). Соответственно, объем презентации может составлять 5-8 слайдов. На слайде, посвященном местоположению улицы в городе, могут быть фотографии, изображающие начало и конец улицы. Лучше снимать так, чтобы были видны названия пересекающих улиц. На слайде, посвященном исторической информации, может быть фото, изображающее соответствующий исторический объект. На остальных слайдах должны быть фото соответствующих достопримечательностей.

После того как группа разработала общий план презентации, все слайды распределяются по 1-2 слайда на каждого ученика и ребята начинают работать индивидуально.

Индивидуальная работа
На этом этапе ребята в индивидуальном порядке разрабатывают свои 1-2 слайда, имея в виду все требования к слайду презентации, которые обсуждались в проекте «Мой лучший друг». Если вы считаете нужным, можете их напомнить. Во-первых, на одном слайде нет смысла размещать больше двух фото. Во-вторых, у каждого слайда должен быть заголовок. В данном проекте достаточно будет названия улицы, о которой идет рассказ, и указания характера информации на слайде. Например, «Улица Ленина. Положение в городе». В-третьих, на каждом слайде информации не должно быть чрезмерно много. Не считая заголовка, на слайде презентабельно смотрится около 2-5 предложений. Например, если в качестве достопримечательности выбран детский парк, то достаточно следующей записи «Детский парк «Сказка». Открыт в 2005 году. Общая площадь 2 000 квадратных метров. Более 20 аттракционов,  3 кафе, лодочная станция». Скорее всего, в процессе написания текста слайда дети поймут, что им необходимо узнать или уточнить некоторую информацию. Такие вопросы надо обязательно себе записать в качестве домашнего задания. Кроме того, до следующего урока ребята должны снять соответствующие фото и принести эти изображения в электронном виде. Если в распоряжении ребят немного фотоаппаратов, например, один на группу или даже на класс, это нужно учитывать при планировании проекта. В таком случае лучше провести второй урок проекта через неделю или позже, чтобы у ребят было время сделать снимки. Кто-то из ребят может воспользоваться для получения фото своим сотовым телефоном (оснащенным соответствующей функцией).

Второй урок
Индивидуальная работа

На втором уроке дети работают за компьютерами. В начале каждый член группы выполняет свои слайды. Для этого как обычно, нужно открыть программу Power Point и выбрать в открывшемся меню пункт «Пустая презентация». После этого откроется меню «Создание слайда». Если общий вид слайда презентации подходит под один из автомакетов, надо выбрать этот макет. Скорее всего, это будет макет «Текст и графика», либо макет «Графика и текст». Если ребенок собирается делать слайд без макета, то нужно выбрать пустой слайд. В проекте «Мой лучший друг» мы советовали детям использовать предварительную разметку слайда (если они работают без макета). К настоящему моменту ребята, скорее всего, уже освоились с программой создания презентаций и без разметки можно обойтись. Если вы видите необходимость, вспомните вместе с ребятами, как вставить на слайд фото, как сделать надпись, нарисовать стрелку (подробней см. в проекте «Мой лучший друг»).

Групповая работа
Если один из участников группы закончил свои слайды раньше других, он начинает помогать наиболее отстающему члену группы. После того как все члены группы закончили работу над своими слайдами, начинается этап сборки всей презентации на одном из компьютеров. Например, ученик, который делал первые 2 слайда презентации, будет вставлять в нее слайды всех остальных членов группы. Для этого надо открыть меню «Вставка» и выбрать в нем пункт «Слайды из файлов». После этого откроется диалоговое окно «Поиск слайдов». Затем нужно в окне «Файл» указать имя файла, из которого будут вставляться слайды, либо просто нажать «Обзор» и указать путь к данному файлу. В любом случае откроется список макетов страниц данного файла, где нужно выделить и выбрать нужные страницы. После этого страницы будут вставлены в то место списка слайдов, где в данный момент стоит курсор. Если в какой-то момент слайд оказался вставлен не в то место, можно из меню вид выбрать пункт «Сортировщик слайдов». Появится список макетов страниц. Теперь страницы можно менять местами, выделяя и перетаскивая мышкой.

Наконец все слайды оказались собранными в одну, общую презентацию. Теперь группа должна внимательно просмотреть презентацию и исправить все ошибки и несоответствия. В частности, нужно обратить внимание на следующие моменты. Первый – все заголовки должны быть напечатаны одним шрифтом, цветом и размером. Второй – весь основной текст на протяжении всей презентации должен быть напечатан одним шрифтом, цветом и размером. Третье – в процессе общего просмотра презентации необходимо выделить слайды, на которых информации слишком много или слишком мало.

В конце урока ребята выбирают выступающего, который будет представлять презентацию на следующем уроке. Этот ученик к следующему уроку должен подготовить текст своего выступления. Текст выступления не должен быть большим – на каждый слайд достаточно 1-2 предложений. Как и в проекте «Мой лучший друг» текст выступления не должен включать информации, которая есть на слайде. Скорее это должны быть пояснения и информация, которую слайд не отражает.

Третий урок
На третьем уроке проходят выступления групп. Как видите, от каждой группы будет выступать только один ученик. Он должен открыть презентацию в режиме показа слайдов (меню «Вид») и менять слайды по мене необходимости щелчком мыши. По ходу показа слайдов учащийся дает необходимые пояснения. Они должны быть краткими и не дублирующими текст слайдов.

При обсуждении необходимо разделять качество презентации и качество выступления. Обсуждая презентацию нужно обратить внимание на следующие моменты: насколько оптимально подобрана информация (текст и фото), насколько выигрышна композиция слайдов, насколько удачно выбраны графические эффекты (шрифты, цветовые решения, стрелки и т.д.). Именно качество презентации будет определяющим для оценивания работы группы в целом. Качество выступления нужно обсудить отдельно, обратив внимание на следующие моменты: насколько умело ученик проводил показ с технической точки зрения, насколько интересными и уместными были пояснения ученика, насколько презентация иллюстрировала рассказ и т.д. За выступление ученик должен получить отдельную (от групповой) оценку. Выставляться она должна по желанию, поскольку выступление перед классом и представление работы всей группы довольно непростая задача.

3 вариант (сканированный)
Если в распоряжении ваших детей нет ни сканера, ни видео камеры, тогда можно реализовать вариант проекта без дополнительных технических средств. Тогда проект будет выполняться с использованием сканированных изображений. При таком варианте дополнительной практической целью является создание многостраничной презентации, посвященной своей улице. Дополнительными методическими целями – продолжение знакомства с работой сканера, продолжение обучения выступать с докладом с опорой на готовую презентацию. 

Поскольку теперь у детей не будет возможности снять именно то, что им нужно, то при определении тематики работы ребятам придется отталкиваться от иллюстраций и изображений, которые у ребят уже есть. В соответствии с этим вам, возможно, придется изменить тему проекта. Например, ребята могут делать работу не о своей улице, а о любой другой, к которой у него имеются иллюстрации и исторические сведения. Или же дети могут разделить город по районам и рассказывать о достопримечательностях одного района. Можно выбрать тему «Памятники нашего города», «Музей нашего города», «Институты нашего города», «Мосты нашего города» и т.д. Таким образом, тематика проекта, так или иначе, должна касаться города, в котором живут дети, но конкретная тема определяется имеющимися у ребенка иллюстрациями. При этом дети могут использовать как наборы открыток, так и книги о своем городе. В остальном, данный вариант будет очень напоминать предыдущий.

План проведения проекта
Первый урок – составление плана презентации и отдельных слайдов.
Групповая работа – обсуждение общего плана презентации.
Индивидуальная работа – разработка плана 1-2 слайдов.
Второй урок – подготовка слайдов презентации и сборка готовой презентации.
Индивидуальная работа – выполнение 1-2 слайдов презентации.
Групповая работа – сборка презентации из отдельных слайдов
Третий урок – выступления ребят и обсуждение этих выступлений.

Несколько заключительных комментариев к проекту

  1. Не обязательно выбирать вариант проведения проекта один на весь класс. Вы можете предложить выбор варианта самим детям. Конечно, в этом случае организовать работу в проекте будет несколько сложнее, но зато работы ребят будут гораздо разнообразнее. Детям будет очень полезно увидеть как одна и та же цель достигается разными техническими средствами. В процессе общего обсуждения здесь можно обсудить, в чем плюсы и минусы применения тех или иных технических средств.
  2.  На первый взгляд кажется, что тема проекта подходит исключительно для городских детей. На самом деле это не так. В рамках краеведческой тематики данный проект можно модифицировать для сельских школ. Сельским ребятам можно предложить тему «Мое село/Моя Деревня». Эта тема подойдет для первого и второго варианта проведения проекта, то есть если у детей есть возможность использовать видео камеру или фото аппарат. Если же такой возможности нет, но есть сканер, то лучше выбрать города вашей области, по которым легко найти книжки или открытки с изображениями. Подготовка и показ подобных презентаций с успехом заменит ребятам экскурсии в города своей области. Если же в сельской школе нет ни фото аппарата, ни камеры, ни сканера, то проект придется выполнять средствами только средствами графического редактора. Тогда тему проекта придется изменить существенно, выбрав объект, который ребенок действительно сможет приемлемо нарисовать. Например, для таких случаев подойдет проект «Дом, в котором я мечтаю жить». В результате у ребенка также должна получиться презентация на 3–5 страниц, описывающая наружный вид и внутренний интерьер дома.