Урок 47. Контрольная работа № 3

Данная работа включает в себя 6 задач – 5 обязательных и 1 необязательную (электронная задача № 3). Критерии выставления оценки за обязательную часть работы: оценка «5» за работу ставится за 5 полностью выполненных задач обязательной части, оценка «4» – за 4 задачи, оценка «3» - за три выполненных задачи. Необязательная задача оценивается отдельно, отметка выставляется по желанию ребенка.

Обязательная часть работы

Бумажные задачи

Задача 1. В этой задаче мы проверяем умение ребят пользоваться словарем. Как видите, задача эта стандартного уровня. Сначала ребята находят все слова на определенную букву (1 вариант – М, 2 вариант – Х) и затем выбирают среди них то, в котором есть три одинаковые буквы. Для задачи 1 варианта в словаре имеется одно подходящее слово – МОЛОКО. Для 2 варианта – два слова ХОРОШО и ХОЛОДНО. В силу формулировки задания дети могут написать в окне одно любое из этих слов.

Задача 2. Это задача на понимание новой цепочечной лексики, введенной в 3 четверти. С другой стороны, здесь неявно используются договоренности, касающиеся утверждений не имеющих смысла. Дети уже хорошо должны понимать следующее – чтобы утверждение было истинным необходимо, чтобы оно имело смысл, в частности, при решении задачи 1 варианта должны выполняться следующие условия: в слове должна быть буква А, причем в единственном экземпляре и буква А в слове не должна быть ни первой, ни второй (иначе не будет второй буквы перед ней). Кроме того, в этой задаче проверяется умение ребят проводить полный перебор. Необходимо найти все слова, удовлетворяющие условию, только в этом случае задача считается решенной.
Ответ.
Вариант 1.
ИГЛА, ИГРА, ИНОГДА, НИКОГДА.
Вариант 2.
ВЕСЕЛО, ЦЕПОЧКА, МЕШОК, ЦВЕТОК, СЕГОДНЯ.

Задача 3. Задача на проверку знаний листов определений «Прописные и строчные буквы. Дефис и апостроф», «Знаки препинания». Мы, конечно, не рассчитываем, что ребенок здесь, как в проекте «Знакомство с русским текстом» будет заполнять сначала рабочую таблицу для знаков в тексте, поскольку данную таблицу легко заполнить и без этого (стихотворение небольшое и знаков в нем не так уж много). Как видите, ни дефисов, ни апострофов здесь нет, поэтому в соответствующих клетках нужно поставить ноль.
Что касается ответов на вопросы, здесь тоже можно обойтись без рабочей таблицы. Прописных букв в тексте просто немного, их легко перебрать. Например, ясно, что буква, которая встречается 5 раз – «популярная» в тексте буква, такие обычно сразу бросаются в глаза, а дальше остается лишь проверить свою гипотезу подсчетом таких букв. Это действительно оказывается буква Р. Почти такая же ситуация во втором варианте. Прописная буква, которая встречается 3 раза – буква О. Что касается строчных букв, которые встречаются в тексте 1 раз, таких здесь много. Скорее всего, дети заметят буквы, которые обычно бросаются в глаза: ё, ж, х.
Ответ:

точка

2

запятая

1

тире

3

двоеточие

1

точка с запятой

0

многоточие

0

вопросительный знак

0

восклицательный знак

0

открывающие кавычки

2

закрывающие кавычки

2

открывающая скобка

1

закрывающая скобка

1

дефис

0

апостроф

0

Электронная часть

Задача 1. Задача на проверку использования новой цепочечной лексики. Кроме того, здесь неявно работают договоренности об утверждениях, не имеющих смысла. Решений в этой задаче довольно много.

Задача 2. Задача на проверку знаний листа определений «Латинский алфавит», а также на повторение русского алфавита. С аналогичной задачей ребята уже встречались (см. комментарии к электронной задаче 249).

Задача 3. Необязательная. Усложненная задача на построение цепочки по описанию, включающему в себя как истинные, так и ложные утверждения. Эта задача предназначена в основном для сильных детей. Хорошо если такие дети к настоящему моменту стараются переформулировать ложные утверждения в виде истинных. Так, из ложности первого утверждения следует, что в нашей цепочке пять или меньше бусин. Из ложности второго утверждения следуют сразу несколько выводов. Во-первых, красная бусина в цепочке одна. Во-вторых, четвертая после красной бусины существует. А значит, учитывая наш первый вывод, в нашей цепочке ровно 5 бусин – первая красная, а последняя – не треугольная. Заметим, что поскольку последнее утверждение у нас должно иметь смысл, то в цепочке должна быть ровно одна квадратная и одна треугольная бусина. При этом если мы сделаем последнюю бусину квадратной, то последнее утверждение будет истинным почти всегда (если мы не забудем поставить в цепочку треугольную бусину). Можно сделать треугольную бусину, например, первой. Тогда все оставшиеся бусины в цепочке будут круглыми. Теперь остается сделать третью бусину зеленой, и все условия будут истинными. Как видите, в процессе решения мы несколько раз делали выбор произвольно, поэтому решений у этой задачи довольно много.