Урок 15. Контрольная № 1

В курсе 4 класса все контрольные работы (по техническим причинам) будут бумажными. Данная работа состоит из пяти обязательных и одной необязательной задачи (№ 6 в каждом варианте). Критерии выставления оценки за работу: оценка «3» ставится за любые три полностью решенные задачи, оценка «4» ставится за любые четыре полностью решенные задачи, оценка «5» ставится за все решенные задачи. За решение необязательной задачи учащемуся выставляется отдельная оценка.

Задачи контрольной работы мы поместили на вкладыше. Вы можете вынуть эти листы из учебников заранее, с самого начала работы, чтобы не искушать детей решать задачи заранее. Для этого же мы сняли с этих страниц название «Контрольная работа», остались только номера вариантов. При этом первое число в номере варианта – это номер контрольной работы (их всего 4 в этом году), в второе число – номер варианта. Страницы расположены так, что каждый вариант помещен на двух сторонах одного листа.

Итак, для проведения контрольной работы № 1 вам понадобятся варианты 1-1 и 1-2.

Цель этой контрольной работы – проверить, насколько дети освоились с правилами игр Крестики-нолики, Ползунок, Камешки, Слова. Также мы проверяем умение детей работать с новой лексикой, например, с такими терминами, как партия, заключительная позиция, цепочка партии и пр. Необязательная задача 6 – на повторение: использование конструкции повторения в работе с Роботом.

Задача 1. Для каждой части данной задачи подходящих позиций довольно много. Задания следует считать правильно выполненными, если соблюдены следующие условия.

Выиграл Первый: на поле должен быть ряд из трех крестиков, не должно быть ряда из трех ноликов, крестиков на поле должно быть на один больше, чем ноликов.

Выиграл Второй: на поле должен быть ряд из трех ноликов, не должно быть ряда из трех крестиков, ноликов должно быть столько же, сколько и крестиков.

Ничья: все клетки поля должны быть заняты значками, среди которых должно быть 5 крестиков и 4 нолика. При этом на поле не должно быть ряда ни из трех крестиков, ни из трех ноликов.

При проверке решения не оценивается, насколько игра с такой заключительной позицией «правдоподобна», т. е., насколько игроки играли честно и не поддавались.

Задача 2. Здесь мы проверяем умение ребят заполнять таблицу кругового турнира. Обратите внимание, в обоих вариантах встречается ситуация, когда у двух игроков одинаковое число очков и более высокое место должен занять тот из них, кто победил в партии, которую они играли друг с другом.
Ответ:
Вариант 1-1:


Вариант 1-2:


Задача 3. Конечно, эта задача имеет несколько решений. Решение следует считать верным при соблюдении следующих условий. На поле построена ломаная из 9 звеньев (проходит через 10 точек), т. е. на поле остались две точки, через которые Ползунок не проходит. При этом ни одну из оставшихся точек нельзя соединить ни с одним концом Ползунка разрешенным образом. Кроме того, ломаная должна включать в себя 5 красных отрезков и 4 зеленых.

Задача 4. Так же как и в задачах 1 и 3, правильных ответов здесь довольно много, однако в данной задаче надо нарисовать не заключительную позицию партии, а всю цепочку партии целиком. Правильно выполненное задание – цепочка игры из 5 (6 во втором варианте) позиций, первая из которых 10 камешков, последняя – 0 камешков. При этом две соседние позиции различаются на 1, 2 или 3.

Решая задачи из учебника, ребята обычно помечали позиции, появляющиеся в результате ходов Первого и Второго разными цветами. В таком случае вы всегда могли проверить, понимает ли учащийся, кто делает ход в некоторой позиции и кто выигрывает в данной партии. Если вы считаете важным проверить это и в контрольной работе, то попросите ребят помечать позиции, сделанные разными игроками, разными цветами.

Так же как и в задаче 1, здесь не оценивается честность или разумность данной партии, т. е. насколько соперники умело играют и не поддаются друг другу. Например, следующая цепочка считается верным решением для варианта 1-2, хотя в реальной игре Второй, скорее всего, возьмет последние два камешка (вместо того, чтобы брать один) и выиграет.

10–7–4–2–1–0

Задача 5. Несмотря на вариативность игры в Слова вообще, при использовании только слов из мешка, для построения цепочки длиной 6 слов в этой задаче в каждом из вариантов имеется лишь один правильный ответ.
Ответ: Вариант 1-1: КАРТОН – НОСОК – КАЛИТКА – АРТИСТ – ТЕСТО – ОРЁЛ.
Вариант 1-2: МОСТ – ТАРЕЛКА – АДРЕС – СОБОЛЬ – ЛЁД – ДЕРЕВО.

Задача 6. Необязательная. Ответ:
Вариант 1-1:

Вариант 1-2: