Урок 27. Таблица для мешка (повторение)

План урока

  1. Работа с листом определений «Таблица для мешка».
  2. Решение обязательных бумажных задач 134–137.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 7.
  4. Решение необязательных бумажных задач 138 и 139.

Работа с листом определений «Таблица для мешка»

Весь материал данного листа определений детям уже знаком. Поэтому не стоит отводить на него слишком много времени, основной массе класса будет достаточно 3–5 минут. Обсуждение данного листа определений вы найдете в курсе 1 класса.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 134. В курсе 1 класса мы практически во всех задачах на заполнение таблицы для мешка предлагали детям сначала заполнить рабочую таблицу, а затем по ней заполнять таблицу для мешка. В результате этой работы сейчас дети должны хорошо усвоить общий алгоритм заполнения таблицы для мешка. Теперь (в курсе 2 класса) можно выбирать разные стратегии, в зависимости от числа и специфики элементов в мешке. Так в данной задаче мешок состоит из небольшого числа бусин, причем все они разные. Это значит, что заполнять рабочую таблицу нет никакой необходимости – можно работать сразу с таблицей для мешка. Стратегии у детей могут быть самые разные, поэтому лучше никаких пояснений сразу им не давать. При этом важно, чтобы дети соблюдали следующие моменты. Первый – надо упорядочить перебор бусин в мешке и использовать пометки для бусин, которые уже посчитаны. Второе – надо одновременно с перебором бусин сразу заносить информацию в таблицу для мешка. При соблюдении этих двух условий, ошибок будет немного.

Задача 135. Здесь как видите, заполнение рабочей таблицы не только оправдано, но и необходимо. Объектов в мешке много, греческие буквы для детей пока только причудливые закорючки, поэтому удержать их в голове довольно сложно. Поэтому мы предлагаем абсолютно все детям заполнять эту задачу по полному алгоритму, а вам за этим проследить. Напомним этот алгоритм. 1.) Выбираем любую букву в мешке и помечаем ее галочкой. 2.) В клетке под этой буквой в рабочей таблице ставим крестик. 3.) Переходим к следующей букве. После того как все буквы в мешке окажутся помеченными, считаем число крестиков под каждой буквой в рабочей таблице и заполняем таблицу для мешка.

В точности такого рода деятельность (причем в большом объеме) ожидает ребенка в ближайшем будущем – в процессе работы над проектом «Знакомство с русским текстом», когда он будет подсчитывать буквы и знаки препинания в русских текстах. Поэтому мы хотим, чтобы ребенок заранее освоился с этой процедурой.

Решение лучше завершить фронтальной проверкой или проверкой в парах (на самопроверку у детей уйдет слишком много времени). Обратите внимание, чтобы все учащиеся не только исправили свои ошибки в таблице, но и нашли все соответствующие буквы в мешке.
Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

3

0

1

2

0

2

3

1

2

1

0

3

0

3

0

2

5

0

2

3

0

3

Задача 136. Здесь каждый ребенок должен выбрать алгоритм заполнения таблицы для мешка, удобный для него. Если у вас есть несколько совсем слабых и рассеянных детей, можно заготовить для них рабочую таблицу к этой задаче и попросить по-прежнему работать по общему алгоритму. Остальным детям лучше никаких пояснений не давать и посмотреть, что они будут делать.  Как обычно, мы советуем соблюдать следующие моменты. Первый – надо упорядочить перебор фигурок в мешке и использовать пометки для фигурок, которые уже посчитаны. Второе – надо одновременно с перебором фигурок сразу заносить информацию в таблицу для мешка. Какие стратегии при этом можно использовать? Первая стратегия – использовать таблицу для мешка сначала в качестве рабочей (работая в ней карандашом). То есть ребенок по очереди помечает фигурки в мешке и ставит в таблице под соответствующей фигуркой маленькие пометки – галочки, палочки или крестики. После того как все фигурки в мешке оказались помеченными, ребенок считает пометки под каждой фигуркой в рабочей таблице, стирает их и пишет в этой клетке соответствующее число. Вторая стратегия – ребенок сразу ищет в мешке все одинаковые цветы, нужного цвета и формы, а затем пишет число в соответствующую клетку таблицы. Лучше сначала писать числа в таблицу карандашом. При этом ребенок должен обводить все посчитанные цветы, а в конце проверить, все ли цветы обведены. Может получиться, что какой-то цветок ребенок пропустил, тогда таблицу придется поправить.
Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

4

3

2

0

6

0

6

5

Задача 137. Это задача совсем не сложная, но важная для понимания основных идей данной темы. Так к настоящему моменту дети должны понимать, что для одного и того же мешка часто можно составить несколько одномерных таблиц. При этом по некоторым параметрам разные одномерные таблицы для одного мешка должны соответствовать друг другу. Например, общее количество элементов во всех таких таблицах должно быть одинаковым. В данной задаче имеются и дополнительные условия. Ясно, что число бусин каждой формы в Таблице 1 и Таблице 2 должно быть одинаковым. Поэтому сосчитав число круглых бусин в первой таблице мы получим число в первой пустой клетке второй таблицы и т.д.
Ответ:

ТРЕУГОЛЬНЫЕ

КВАДРАТНЫЕ

КРУГЛЫЕ

46

30

32

Решение необязательных бумажных задач

Задача 138. Это типичная практическая информационная задача. Основное отличие таких задач в том, что для их решения необходимо привлекать знания, касающиеся окружающего мира. Решить такие задачи, используя только материал листов определений курса, не удается. Тем не менее, в задаче используется и лексика нашего курса, именно поэтому нам и интересны такие задачи. К настоящему моменту дети уже понимают, что очередь можно считать цепочкой людей. Какие же практические сведения важны для решения задачи? В отличие от наших обычных (учебных) цепочек, на картинке не показано, где начало цепочки, а где ее конец. Это ребенок должен понять из житейских соображений. В частности, дети по своему опыту знают, что очередь начинается непосредственно около продавца, причем сам продавец, конечно, в очереди не стоит. Значит первым в очереди стоит маленький мальчик, а последней – собака. Как видите, кроме нашей учебной лексики здесь используется разнообразная языковая лексика, причем некоторые понятия такие как «котомка» или «косоворотка» могут быть детям не известны. Используйте такие моменты в методических целях – попросите ребят найти неизвестные слова в словаре, а затем уже показать на картинке соответствующие объекты.

Среди данных утверждений имеется лишь одно бессмысленное. Это третье утверждение, поскольку  дедки в очереди просто нет. Из оставшихся утверждений ровно четыре ложных (с пятого по восьмое), а остальные – истинны.

Задача 139. Не слишком сложная задача, которую, в крайнем случае, всегда можно решить полным перебором месяцев. Поэтому данную задачу можно предлагать практически всем учащимся.