Тема занятия «Цвет и колорит. Цвета теплые и холодные»*

 

Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета и способами художественного выражения своего впечатления и ощущения.

Задачи занятия:

1) развивать умение эмоционально переживать различные, контрастные состояния, опираясь на свой эмоционально – чувственный опыт;

2) определять сочетания, каких цветов вызывают ощущение «тепла», а каких «холода»;

3) формировать навык использования линий различного характера, навык смешения красок, получая оттенки теплых и холодных цветов, навык нанесения мазков кистью на плоскость листа в зависимости от характера цветоощущения.

Применяемые методы: метод художественного и эмоционального воздействия, игра. Занятие проводится в форме «игры–путешествия». Дополнительный материал к уроку.

Время: 45 минут (20 мин. – теория, 25 мин. – практика).

Задание: создаем живописную композицию по впечатлению в теплом или холодном колорите. Поиск пластики и формы цветовых пятен.

Техника: гуашь.

Наглядные пособия: цветовой круг, таблица — теплые и холодные цвета, таблица — приемы работы гуашью, таблица — типы линий, репродукции с работ художников, фотографии с соответствующими цветовыми сочетаниями, работы ребят из фонда, дидактическая игра «Цветные приветики».

Материалы и принадлежности для детей: произвольный формат, гуашь, кисти № 8 и № 3, палитра, простой карандаш, баночка для воды, салфетки, фартук.

Материалы и принадлежности для занятия: свеча в безопасном подсвечнике, лед, костюмы для артистов, драпировки для оформления стендов.

Музыка-настроение: П.И.Чайковский. «Вальс зимних хлопьев». «Времена года»; Э.Григ. «Лирические пьесы»; А.Вивальди. «Времена года».

Основные понятия: холодный цвет, теплый цвет, колорит.

Теплые цвета – красный, желтый, оранжевый и все, в которых присутствуют эти цвета при смешивании. Теплые цвета напоминают то, что может согреть: солнце, огонь.

Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый и все, в которых эти цвета участвуют при смешивании. Холодные цвета ассоциируются  с чем-то, действительно, холодным: снегом, льдом, водой, светом луны.

Колорит – гармоничное сочетание цветов в картине. С помощью колорита можно передать настроение в живописном произведении.

План занятия:

Занятие проводится в форме игры-путешествия.

Организационный момент.

Создание ситуации.

I этап занятия «Вхождение в ощущение». 

Приветствие, дидактическая игра «Цветные приветики».

Введение в тему занятия, игра «Карта путешествий», выбор плана действий. Беседа «Холодная страна», знакомство с иллюстративным материалом, игра в ассоциации, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный  опыт. Побудить детей вспомнить свои ощущения, когда им было холодно, создать условия для переживания ощущений.

Беседа «Теплая страна», знакомство с иллюстративным материалом, игра в ассоциации, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.

II этап занятия «Зарисовки путешествия».

Практическое задание «Зарисовки путешествия». Создаем живописную композицию по впечатлению в теплом или холодном колорите.

Просмотр рисунков, анализ, рефлексия.

Устраиваем выставку.

Предварительная подготовка к занятию.

Специальной подготовки для ребенка на это занятие не требуется. Можно обратить внимание ребенка во время экскурсий в лес, на прогулке в парке, какие ощущения он испытывает, когда на улице тепло и когда холодно, что влияет на эти ощущения — солнечный свет, ветер, дождь, снег и т.п., как изменяется окружающий мир. Дома, рассматривая иллюстраций в книгах, фотографии,  побеседовать, как изменяются вокруг цвета, что влияет на эти изменения.

 

Ход занятия:

 

Организационный момент. Подготовка детей к занятию.

I этап занятия «Вхождение в ощущение».

Игра «Цветные приветики».

— Выберете, пожалуйста, из предложенных цветов цвет, который сегодня подходит вашему настроению, ощущению, каким цветом вы хотели бы «поздороваться».

Рассматриваем выбранные «приветики», обсуждаем, какие цвета выбрали, какой цвет преобладает (можно дать краткую характеристику цвета).

(Диагностический момент занятия, определяем общий настрой на занятие. По желанию педагог может выбрать цвет своего настроения и поздороваться с ребятами.)

— Посмотрите, больше всего у нас получилось желтого цвета, это говорит о радостном, оптимистичном, веселом настроении.

— Вы любите сказки? Много ли сказок знаете? Давайте вспомним  русские народные сказки. Когда главный герой, отправляясь в путь-дорогу, иногда оказывается на распутье. Там он встречает подсказку, например «камень у дороги», где написано: «На лево пойдешь…, на право пойдешь…»

 — Отправившись в путешествие, мы создадим себе подсказку, замостив «цветными кусочками» наши дорожки. А путешествие у нас будет непростое: одна дорога укажет нам путь на север — в холодную ледяную страну, к высоким ледяным горам, а по другой — попадем в жаркую, жгучую пустыню. Выберем, куда какая дорожка нас приведет, здесь вы располагайте цвета, которые, на ваш взгляд, подходят для холодной страны, на этой дорожке для жаркой страны. Начнем с выбранных вами «приветиков», располагаем на соответствующих дорожках.

— В коробочке у нас еще остались цветные кусочки, хотите расположить их вместе с остальными?

(Дети увлеченно раскладывают цветные кусочки, иногда спорят, советуют друг другу, но чаще интуитивно располагают верно. На данном этапе задание не комментируется педагогом, определяем уровень ощущения цвета детьми.)

— Замечательно, большое спасибо, давайте вместе посмотрим, что же у нас получилось, есть ли путаница (обычно 2-3 цвета попадают в несоответствие, но ребята сами легко исправляют эту неточность).

Вы готовы отправиться в путешествие? Наше путешествие будет вымышленным, и путешествовать мы будем по репродукциям с картин художников. Отправляемся в далекие-далекие сказочные страны, обойдем кругом земной шар. Начнем с севера, а затем отправимся на юг.

Двигаемся вдоль «дорожек» к стенду, оформленному в холодной цветовой гамме. Вот и холодное царство-государство, мы можем здесь замерзнуть. Одежда наша не по сезону, что же нам делать?

— Одеться в шубы, не забыть про валенки, шапки, варежки…

— На чем здесь можно путешествовать? На велосипеде или, например, на роликах?

— Нет, на санках, лыжах, снегокатах…

Рассматриваем репродукции с картин художников (назвать авторов).

— Какие у вас первые впечатления, ощущения, что здесь необычного?

— К чему бы вы хотели прикоснуться в картинах, в какой из них побывать? Опишите свои ощущения от прикосновения.

— А как вы думайте, какие звуки могут жить в этих картинах и что может здесь звучать?

— Ветер, вьюга, скип снега, эхо…

— Какие запахи вы можете почувствовать, если представите себя внутри картины?

— Запах снега, мороза, свежести…

— Какие же цвета преобладают в холодной стране?

— Синий, голубой, белый, фиолетовый, серый…

— Вы знаете, что бережет  и охраняет покой в этих местах «хранитель холодной страны»? Самые наблюдательные наверняка заметили его изображение на одной из картин (Н.Рерих «Девита»). Кто первый находит, помогает другим.

— Сегодня «хранитель» пришел к нам в гости (заходит актер в костюме холодных цветов, если нет актера, рассказ можно продолжить по репродукциям).

Идет игра в ассоциации.

— Как вы думаете, что же любит «хранитель» холодной страны?

— Снег, лед, сосульки, холод, мороженное, — отвечают ребята.

— Что же может погубить его, чего он боится? 

— Солнца, тепла, огня…

— Что еще может быть холодным? 

— Холодильник, холодная вода, погода, дождь…

— Где может жить «хранитель», кто знает самые холодные места на планете. Есть ли у него друзья?  

— Снежная королева, Снегурочка, Дед Мороз, снеговики…

(вспоминаем героев сказок, стихов)

— Рассмотрим, присутствуют ли на нашей одежде любимые цвета «хранителя ледяной страны». Тогда он будет к нам благосклонен и примет нас со своим строгим величием.

— Под какую музыку проходят праздники в этой стране, как танцуют, как двигаются жители? Давайте попробуем поговорить холодным голосом.

— Вы заметили, что «хранитель» молчит и разговаривает с вами только жестами, а почему, как вы считаете?

— Он нас заморозит, превратимся в сосульки…

— Его дыхание как холодный северный ветер (подуть листком бумаги).

Мы тоже умеем дуть холодным воздухом, подуем на ладошки трубочкой, воздух идет холодный, и дыхнем широко раскрыв рот — дыхание получается согревающим.

— Я знаю, что «хранитель» пришел к вам не с пустыми руками, он принес свое любимое угощение, что он обожает есть на завтрак, обед, полдник, ужин. Что же это?

— Лед! (раздаем ребятам по кусочку льда).

— Но это любимое угощение жителей холодной страны, а для нас оно не совсем полезно.

— Можно простудиться, заболит горло, — отвечают ребята.

— Вы очень понравились «хранителю», но пришла пора прощаться с таким замечательным гостем, пора ему отправляться в путь, да и жарко ему у нас: как бы не растаял. Пожмем на прощание ручки, у кого ладошки самые холодные.

— До свидания «хранитель холодной страны»!

— Мы отправляемся на юг в жаркие страны,  подходим  ко второму стенду, оформленному в теплых тонах (беседу проводим по аналогии с холодным).

— Как здесь жарко! Вы помните, из холодной страны мы пришли, одетые в шубы, валенки, шапки… (снимаем воображаемую одежду, переодеваемся в легкую, летнюю, оставляем санки).

Рассматриваем расположенные здесь репродукции с картин художников.

— Что вы хотите рассказать, какие у вас впечатления, что вы успели заметить, что особенно привлекло ваше внимание? К какой картине вы бы хотели прикоснуться или где-то оказаться?

— Какие запахи могут жить в этих картинах? Что в картине может звучать? Охарактеризуйте звуки. Какие они?

— Какой цвет звучит ярче всего, какой помогает ему переливаться?

— Бережет и охраняет покой в этих местах «хранитель жаркой страны». Сегодня «хранитель» пришел к нам в гости (заходит актер в костюме теплых цветов, если нет актера, рассказ можно продолжать по репродукциям).

— Как вы думаете, что любит «хранитель жаркой страны» (солнце, огонь, горячий чай, тепло…), а что может погубить его, чего он боится (снег, вода, холод и т.п.)?

— А что еще может быть горячим? (голова, когда температура, чайник, батарея и т.п.)

— Где он может жить? Он живет один?  Кто еще может жить вместе с ним, вспоминаем персонажей сказок, стихов? (Жар-птица, огневушка- поскакушка, огненный цветок, огненный дракон и др.) Под какую музыку проходят праздники в этой стране,  какие танцы самые любимые? 

— Обратим внимание на свою одежду, есть ли у вас те цвета, которые очень важны для  этой страны?

— Вы заметили, что хранитель всегда молчит, почему? Какое у него дыхание?

— Уж очень сильно любит «хранитель жаркой страны» огонь, и маленький кусочек огромного пламени своего пылающего сердца он принес для вас (вноситься свеча). Вы, наверное, знаете, что у костра и при свече на столе лучше вести задушевные беседы, огонь согревает, восхищает, завораживает нас, но его нужно уважать: обращаться с ним осторожно и с почтением. Давайте согреем наши ладошки, чтобы почувствовать жаркое рукопожатие «хранителя» этой страны. (Ребятам по очереди подносят свечу в безопасном подсвечнике, на допустимом расстоянии они протягивают ладошки, греют их.)

— А как еще можно разогреть ладошки? (растереть, подышать, но не подуть).

— Пришла пора  прощаться и пожать друг другу руки, у кого ладошки самые горячие, готовы для волшебства кисточкой.

— Помните, на день рождения в торт вставляют свечи, и пока они горят нужно, загадать заветное желание, сегодня у нас, конечно, не день рождения, но желание мы загадаем, задуем нашу свечку, и оно обязательно сбудется (загадываем желание и на счет три задуваем).

— До свидания «хранитель жаркой страны»!

 

II этап занятия «Зарисовки путешествия».

— Наше путешествие по картинам закончено, но занятие продолжается. Располагаемся за столами. Берем краски и большие кисти, и путешествие продолжается на листе бумаги. Создаем живописную композицию по впечатлению от картины с сохранением ее колорита. Рисовать предлагаю на выбор в холодном или теплом колорите, а также совмещенный вариант: одну половинку мы рисуем теплыми цветами, а другую холодными цветами.

Краски в коробочке можно разделить на 2 половинки, на одной будут теплые цвета, а на другой холодные. Некоторые ребятам затрудняются разделить зеленые цвета, у нас их два, вспомните, из каких цветов состоит зеленый цвет?

— Синий и желтый.

— Желтый считается теплым цветом, синий холодным, значит, где больше желтого, тем он теплее, где больше синего, тем он холоднее. Белый и  черный можно оставить посередине, но я хотела бы вам предложить все же отнести их к холодной половине, белый цвет, цвет снега, белый с черным цветом в смеси дает серый, который ближе к холодной гамме. Для совмещенного рисунка формат условно разделим пополам тонкой карандашной линией, можно использовать два отдельных листа произвольного формата — вытянутый, квадратный.

— Вспомните наше путешествие, наши ощущения, когда вам жарко, как двигается ваше тело, ваши руки (лениво, медленно, плавно). Возьмем карандаш и произвольно разделим одну половинку плавными волнистыми линиями, дугами. Другая ситуация, когда вам холодно и зябко (дрожим, растираем руки, щеки, прыгаем), совершаем резкие, угловатые движения. Вторую половинку произвольно разделим ломаными, острыми линиями, поддадимся своим ощущениям.

— Замечательно, молодцы, если сейчас рассмотреть получившийся рисунок, что можно увидеть?

— Горы, холмы, волны...

Приступаем к выполнению рисунка цветом. Можно обратиться еще раз к репродукциям, объяснить значение синего цвета в передаче состояния холода в природе, затем обсудить влияние желтого и красного цветов при передаче состояния тепла.

Рассмотреть таблицы, определяющие холодную и теплую цветовые гаммы. Очень наглядно можно показать разницу этих цветов, закрывая половину цветового круга листом бумаги, определяя группы теплых и холодных.

— Используйте палитру для получения множества оттенков, палитрой может стать и сам рисунок. Использование чистых цветов рекомендуется сократить. Мир вокруг нас гораздо богаче и сложнее. К тому же смешивать цвета так интересно и так увлекательно. Используйте в работе разные способы нанесения мазка кистью. Подберите для каждого элемента рисунка, свой цвет соответствующего колорита.

Ребята приступают к самостоятельной творческой деятельности.

Во время рисования включаем тихую мелодичную музыку, способствующую творческой атмосфере.

Педагог на своем формате может делать рисунок параллельно с детьми, я обычно предлагаю детям начинать самостоятельно, для того чтобы не потерять индивидуальность рисунка, его особенность, не привести к шаблонности, даже в выполнении обычных упражнений, ведь самое ценное в рисунке создается самим ребенком. И чуть позже я добавляю рисунок на своем формате, это помогает затрудняющимся включиться в работу. Когда заполнение основных отношений близится к завершению, приступаем к проработке, дополнению выразительными деталями. Это поможем нам подчеркнуть, сделать более интересным выполненный рисунок. Добавим снег на вершинах гор, падающий снежок приемом набрызга, снежные сугробы, сосульки, замерзшее дерево... Жаркое солнце, обжигающее вершины холмов, вулкан, извергающий огненную лаву, и др.

Ребенок в процессе работы с цветом может принимать любое удобное ему положение: сидя за столом, стоя у стола.

Располагаем рисунки для просмотра. Делимся  впечатлениями.

Придумываем название. Рассказываем о своем рисунке по желанию.

— Получилось ли у нас передать ощущение холода и тепла, отличаются ли они и чем?

Важно похвалить как рисунок, указав на удачные моменты, так и лично каждого ребенка, какой он сегодня особенный (похвала может звучать и в процессе занятия).

— Что же для вас было сегодня самым интересным и запоминающимся на занятии?

Ребята могут подарить свои рисунки актерам, изображающим «хранителей», для создания выставки и на память о сегодняшней встрече. На занятии ребята смотрели, играли, переживали, чувствовали, фантазировали, передали в рисунках свои впечатления, тем самым осмыслив, закрепив полученные во время игры опыт, чувства и знания.

Мотивация к следующему занятию.

 

Педагогические рекомендации по проведению занятия.

Занятие проводится в форме игры-путешествия. Очень важно, чтобы ребенок не просто входил в класс, где он обычно рисует, а с первых шагов или даже за дверью ожидал путешествия, был заворожен тем, что будет происходить в классе. Путешествовать можно по городам и странам, по морям, лесам и горам, во времена года, во времени суток.Выполнять разные варианты рисунков: совмещенные два контрастных состояния или на выбор один рисунок.  Предметом рисования может служить любой мотив — изображение цветка, дворца, дерева и т.п. Портреты приглашенных героев или героев сказок, историй и т.п. Также возможно выполнение разными изобразительными материалами: акварелью, пастелью, восковыми мелками, фломастерами, работать в смешанной технике, создавать аппликацию, коллаж.   

Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один отражает холодный  колорит, другой теплый, подготовить две дорожки, которые  расположить у входа или в специально отведенном месте, для проведения беседы (теоретической части) занятия. Использовать лучше нейтральный цвет — белый. 

Дидактическую игру «Цветные приветики» желательно проводить все занятия, связанные с изучением основ цветоведения, это поможет ребенку начать соотносить цвет с каким-либо настроением, ощущением, в данном случае — с его температурной характеристикой. Для младшего возраста желательно цветовую гамму «цветных приветиков» ограничить, выбрав четкий контраст, а для ребят постарше — множественные оттенки, разнообразные сочетания.

Для того чтобы ребята не путались в выборе цветовой гаммы для рисунка, можно разделить краски на разные половинки стола или убрать лишние, использовать только те цвета, которые необходимы. Такую ситуацию легко обыграть, не вводя детей в ситуацию сложного выбора.

Конечно, навыки работы с цветом не приобретаются за одно занятие. Необходимо еще и еще раз возвращаться к одному и тому же приему, но наполнять его разным содержанием, близким ребенку. По задачам работы с цветом это задание подобно предущему. Однако это иной образ, и для его создания необходимо опираться на иной эмоционально-чувственный опыт.

Количество вопросов для беседы педагог выбирает в зависимости от ситуации, временных рамок,  возрастных особенностей группы. Огромное значение имеет то, чтобы ребенок мог чувствовать то состояние, ощущение, настроение, которое хотели передать художники в своих картинах.

Присутствие «хранителей»-актеров, конечно, это не всегда возможный вариант, но он особенно эффективен и эмоционально значим для ребенка. В роли «хранителей» вы можете пригласить ребят из старших групп, классов, родителей или других педагогов, это очень удобно, т.к. никаких слов заранее учить не нужно, актер молчит, а почему он молчит, ребята сами прекрасно объяснят. Актеры могут изображать «хранителей», королей, королев, фей, волшебников, героев сказок — на усмотрение педагога в зависимости от имеющихся иллюстраций и репродукций, творческого настроения вашей студии. Костюм сочиняем из подручных средств, тканей, бумаги, лент и т.п.

По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающий другое ощущения цвета — легкий, тяжелый, контрастный, нюансный. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельное занятие, в старшем возрасте — в качестве упражнений в подготовке к  основной работе.