М.И. Поляков. Чайковский. Пушкин "Пиковая дама". Посвящается VR. 1978

Имя Михаила Ивановича Полякова (1903-1978) - мастера графического искусства, быть может, не так широко известно, как того заслуживает. Он - представитель московской школы ксилографии, с ярко выраженной творческой индивидуальностью и по-настоящему высоким уровнем профессионального мастерства.

Поляков - автор интереснейших станковых композиций, посвященных отечественной истории, деятелям русской культуры. Многие его листы выполнены как изобразительные мемуары. Он автор экслибрисов (книжных знаков). Работая в разных техниках (живопись масляными красками, акварель, гуашь, гравюра на линолеуме), Поляков отдавал предпочтение ксилографии или гравюре на дереве, которой владел в совершенстве. Несмотря на широту его профессиональных увлечений, в первую очередь, он - книжный график, в круг художественных интересов которого входили произведения русской и европейской классической литературы - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.-В. Гете, В. Гюго, Г. Гейне, Ф. Вийона, А. Белого.

В гравюре "Чайковский. Пушкин "Пиковая дама". Посвящается VR" слились впечатления художника от "Пиковой дамы" - литературного произведения, которое он успешно проиллюстрировал в 1963-1964 годах (выпущено издательством "Детгиз" в 1967), и оперы П.И. Чайковского, которую он слушал еще в молодости на саратовской сцене и наверняка неоднократно - в Москве.

Музыкальные образы присутствуют во многих работах М.И. Полякова. Это связано с постоянной внутренней потребностью художника выразить средствами изобразительного искусства свое понимание музыки, отношение к творческой индивидуальности любимых им музыкантов.

Еще в 1950-х - начале 1960-х Поляков оформлял для Музыкального издательства монографии о творчестве ряда великих композиторов. Одна из них была посвящена Петру Ильичу Чайковскому. В конце 1960-х - начале 1970-х годов художник работал над своей "музыкальной" сюитой. В нее вошли несколько станковых произведений, посвященных русским и европейским композиторам, в том числе - П.И. Чайковскому. Это портреты-биографии, включающие крупноплановое изображение "героя" листа, сцены из его наиболее известных произведений, а также те места, в которых он бывал. Работу над музыкальной темой Поляков продолжал и в последние годы жизни, когда появились гравюры, посвященные не просто композиторам, а отдельным музыкальным произведениям Л. ван Бетховена, М.П. Мусоргского.

Гравюра " Чайковский. Пушкин "Пиковая дама". Посвящается VR" - одно из последних произведений Полякова, своеобразный итог его творческих размышлений. Символично, что в нем соединены, пожалуй, самые знаковые личности в русской национальной культуре.

Интересно, что островыразительный профильный силуэт старухи-графини, "внутри" которого помещена сцена объяснения Германна и Лизы, встречается у Полякова в одном из его листов "Воспоминаний о Саратове с 1914 по 1926 год" (1966-1967), посвященном саратовским ученическим годам. Над этим циклом изобразительных мемуаров М.И. Поляков начал работать еще в 1960-х годах. В нескольких сюжетно-повествовательных гравюрах, составленных, как в калейдоскопе, из множества персонажей и ситуаций, постепенно разворачивается рассказ художника "о времени и о себе".

Гравюра " Чайковский. Пушкин "Пиковая дама"" - также очень личный сюжет. Он посвящен VR - Валерии Николаевне Репниковой, жене художника, врачу по специальности. Ей адресованы практически все станковые листы Полякова, выполненные после ее смерти в 1974, которую художник переживал крайне тяжело. Она была не только верным спутником жизни художника. Обладая с юности широким кругозором в области литературы, музыки, театра, она существенно повлияла на становление его творческой личности, поддерживая творческую атмосферу, всегда оставаясь первым зрителем и тонким критиком его работ.

Справочная информация

Поляков Михаил Иванович (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса.

Родился на станции Платоновка близ Тамбова. Вырос и сформировался как художник в Саратове, где жил с 1906 по 1926. Там в 1916 он поступил в Боголюбовское рисовальное училище, преобразованную позднее в Свободные художественные мастерские, где его учителями были М.В. Кузнецов-Волжский, А.И. Савинов, К.Г. Поляков. В 1926 окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А. Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры создает в 1924. С конца 1920-х начал сотрудничать с издательством "Молодая гвардия", где оформил ряд книг. С 1931 по 1936 жил под Москвой в Кашире, в дальнейшем - в Москве. Оформлял книги издательств "Советский писатель" (Ю.Н. Тынянов "Рассказы"), "Художественная литература" (А. Белый "Петербург"), "Советская литература", "Akademia". С 1936 по 1940 чаще всего иллюстрировал для "Детиздата". В годы Великой Отечественной войны работал в мастерских военного плаката "Окна ТАСС", выезжал на Сталинградский фронт, создал серию гравюр "Фашистские оккупанты в России". В 1948 работал над альбомом "Пушкинские образы". После войны создал ряд линогравюр, много работал в области детской книги. 1950-е - время широкого творческого диапазона: от иллюстраций к Э.-Т.-А. Гофману, "Фаусту" И.-В. Гете до А.И. Куприна и "Поздней греческой прозы". Наиболее значительная иллюстративная работа 1960-х - "Пиковая дама" А.С. Пушкина. Поляковым разработаны оригинальные формы станковых гравюр (серия "Воспоминаний") и новая форма книжной графики - рукописных книжечек. Персональные выставки состоялись в Саратове в 1971, 1978 и 1993 годах.

Чайковский Петр Ильич (1840-1893) - русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Первые опыты в музыкальной композиции относятся к 1859, когда он учился в Училище правоведения. В 1865 окончил Петербургскую консерваторию, незадолго перед этим основанную.В 1866 переезжает в Москву, где становится профессором Московской консерватории (преподает до 1877). Сближается с Н.Г. Рубинштейном, А.Н. Островским, под влиянием которых создает оперу "Воевода" и 1-ю симфонию "Зимние грезы". В 1868 в ходе творческих исканий сближается с передовой группой петербургских композиторов "Могучая кучка". Увлечение русской историей, народными традициями и бытом отражается в ряде его произведений тех лет, в частности музыке к пьесе А.Н. Островского "Снегурочка", тяготение к психологической проблематике - в создании балета "Лебединое озеро". Важным этапом его творчества становится создание в 1877-1878 оперы "Евгений Онегин".

С 1885 постоянно жил в Подмосковье в окрестностях города Клин. Много концертировал, выступал как дирижер. Работал как композитор в разных музыкальных жанрах. Во второй половине 1880-х создал ряд величайших произведений. Среди них - оперы "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта", балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", ряд симфонических произведений, в том числе 6-я Патетическая симфония. Автор получивших большое распространение фортепианных пьес, в частности цикла "Времена года". Новаторское музыкальное творчество Чайковского получило широкое признание еще при жизни, став неотъемлемой частью передовой русской художественной культуры.

"Пиковая дама" А.С. Пушкина - рукопись повести не сохранилась, поэтому нет точных дат ее написания. Вероятнее всего, она создана осенью 1833 года в Болдине. Пушкин читал повесть Нащокину и рассказывал ему, что главная завязка ее не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже. Ее внук Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к ней просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", сказала бабушка. Внук поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

"Пиковая дама" П.И. Чайковского - опера в 3 действиях, 7 картинах. Была заказана композитору дирекцией императорских театров. Опера была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции в 1890. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, при участии самого П.И.Чайковского.

Первое исполнение состоялось 7 декабря 1890 в Петербурге на сцене Мариинского театра. Сам композитор активно участвовал в его подготовке. Дирижер Э.Ф.Направник. Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа.

Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете, по отзыву либреттиста оперы, заключается в перенесении времени действия в эпоху Екатерины II и введение любовно-драматического элемента.

Чайковский превратил Германа из честолюбивого игрока с "душой Мефистофеля" в бедного офицера, вызывающего скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Чайковский одновременно укрупнил ее.

Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем. Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу "Пиковая дама", называя ее шедевром. После ее завершения композитор написал струнный секстет "Воспоминание о Флоренции", посвятив его городу, в котором он создал своей любимое детище.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая- наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIII века. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Сюжет (франц. sujet от лат. subjectum - представление, изложение) - в искусстве связная последовательность событий, через которую раскрывается тема произведения и заложенная в ее основе определенная идея. В изобразительном искусстве сюжет следует отличать как от темы и идеи, так и от конкретных объектов, посредством которых он изображается.

Композиция (лат. composition - соединение, составление, сочетание) - искусство составления, соединения различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-нибудь идее. Композиция предполагает целостность, означающую, что не один ее элемент не может быть изменен без ущерба для целого. В изобразительном искусстве композиция создается с помощью изобразительных средств: линии, плоскости, цвета, объема, пространства. Они организуются в композицию с помощью симметрии, ритма, масштабности, контраста и других средств художественной выразительности. Композицией называется сам процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина, изучающая закономерности этого процесса.

Станковое искусство - общее название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных, в отличие от декоративного искусства, с конкретным местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие произведения выполняются в мастерской на станке, то есть приспособлении для работы (например, мольберте) и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.д.

Профиль (франц. profil от итал. filo - линия, полоса или лат. filum - нить) - вид сбоку, иногда имеется в виду вертикальный, продольный разрез формы.

Силуэт (франц. silhouette) - плоскостное изображение; форма, воспринимающаяся плоскостно в силу тонального контраста фигуры и фона

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева