Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Цель презентации

 

Вы было предложено выполнять определенные шаги, чтобы Ваша презентация была успешной. Шаги были просто перечислены. Тем, кто спешит к успеху, уже и такая подсказка может многое дать.

Каждый из названых шагов заслуживает отдельного обсуждения. И далее каждый раздел будут посвящены этим шагам - по одному разделу на каждый. Малый информационный объем разделов для каждого шага недостаточен. Но интересы читателя - превыше всего. Ваше движение к успеху должно быть максимально быстрым.

Этот раздел - про первый шаг:  определение цели презентации.

Цель существует в двояком понимании. Есть Ваша цель и цель в представлении каждого из слушателей.

Главная Ваша цель - управление мыслями и действиями Вашей аудитории. По крайней мере, ключевой ее части. Поэтому задайте себе следующие вопросы: когда Ваше выступление закончится, что бы вы хотели, чтобы слушатели:
- сделали?
- сказали?
- во что поверили?
- какое действие предприняли бы?

Ответы надо формулировать максимально конкретно - не обманывайте себя общими фразами типа "они должны остаться довольны моим выступлением".

Простое упражнение. Представьте себе какую-нибудь из предстоящих Вам презентаций. Сформулируйте цели. Именно как ответы на названные выше вопросы. Готово? А теперь попробуйте эти же ответы связно изложить на бумаге. Я был бы Вам признателен, уважаемый читатель, если бы Вы сообщили мне о Вашем впечатлении от этого простого упражнения. И еще, не сочтите за труд, сообщите Ваше мнение о доверенных бумаге (или экрану) мыслях, прочитанных Вами спустя пару дней.

Ключевой момент в достижении Вашей цели - представить цель слушателям так, чтобы она выглядела близкой к их целям. Чтобы по возможности каждый из них был уверен, что ему показывают путь к его собственному успеху, который он уже сам искал раньше, еще до встречи с Вами. Вы уже, наверное, догадались, к чему я клоню. Надо иметь представление об их целях. Ведь управление без информации невозможно.

Получить предварительную информацию можно различными способами. Очень хорошо, если у Вас есть знакомый, понимающий общие цели аудитории, перед которой Вам предстоит выступать. И этот знакомый готов поделиться с Вами своими знаниями. Такой человек для Вас - колоссальная ценность. Информируйте его обо всех своих действиях. Роль его в Ваших отношениях с аудиторией, в степени успешности Вашей презентации очень высока, поэтому такого человека я в дальнейшем буду уважительно называть Тренер.

Аудитория может быть неоднородной. Среди слушателей может находиться человек, от личного впечатления которого в значительной степени будет зависеть успех Вашей презентации, достижение целей, которые Вы поставили перед собой. Про такого человека постарайтесь получить максимально подробную информацию. Помните, что человек принимает решения на основе эмоций, оправдывая их в дальнейшем логически. Обстоятельный разговор на эту тему нам еще предстоит, а сейчас обращаю Ваше внимание - информация о личности, принимающей ключевые (например, экономические) решения, для Вас самая ценная. Особое внимание уделите сведениям о личных пристрастиях, психологическом типе, привычках. Рассказ о том, как оптимально использовать эту информацию, я вынужден отложить до следующих выпусков рассылки. А пока скажу просто - попытайтесь угадать его мечту. И расскажите в презентации, как ее достичь с Вашей помощью.

Если встреча предстоит с незнакомой Вам аудиторией, то наиболее успешными являются два подхода. Первый из них - узнать подробнее о том, что объединяет этих людей как аудиторию Вашего выступления. Если это сотрудники одного предприятия, или члены одной партии, или жители одного района - найдите источники информации об их общих интересах. Это не так сложно, как может показаться. Источник знаний для Вас - библиотека. Прочитайте книгу. А еще лучше - три книги. Только эти книги должны быть лучшими по выбранном Вами теме. И уверяю Вас, после такого чтения Вы войдете в 10 (а может быть и 5) процентов людей в мире, наиболее глубоко компетентных в вопросах, объединяющих Ваших слушателей.

Второй подход - опереться на элементарный факт. Все мы люди. Пользуемся одним языком (думаю, что для подавляющей части моей аудитории русский язык является основным). И наш язык может нам помочь. Сотрудники Йельского университета провели исследование и выявили 12 слов английского языка, в наибольшей степени способные убедить человека. Поскольку основные понятия в английском и русском языке близки по своей сути, я приведу здесь список этих слов:
•  Вы
•  Деньги
•  Сохранить
•  Новый
•  Результаты
•  Легко
•  Здоровье
•  Безопасность
•  Любовь
•  Открытие
•  Доказано
•  Гарантия

Конечно же, аналогичное исследование для русского языка изменило бы приоритеты. Например, на каком месте окажется в этом списке известное во всем мире русское слово "халява"? Но кардинального изменения не произошло бы. Любой человек, на каком бы языке он ни говорил, в первую очередь заинтересован в реализации собственных потребностей. Опирайтесь в своем выступлении на перечисленные слова, и внимание аудитории будет Вам гарантировано.

После предварительного сбора информации Вы знаете уже достаточно, чтобы поставить себя на место слушателя и ответить на вопросы (будьте конкретны):
- Почему мы здесь?
- Почему это важно?
- Что в этом интересного для меня?

Каждый пришедший в зал человек должен понимать, что тратит время не напрасно. Аудитория должна понять свою собственную причину уделить внимание тому, что вы хотите сказать. Если вы не можете четко сформулировать такую причину - вам просто нечего сказать этой аудитории. В этом случае лучше сменить тему выступления или отменить презентацию вообще. Есть простой способ проверки полезности Вашего выступления. Если бы вход на Вашу презентацию был платным, сколько человек присутствовало бы в зале?

Очень важно, что после формулировки цели в общем виде Вы должны представить себе совершенно определенно:
- содержание  презентации,
- уровень детализации  в презентации,
- длительность  презентации.

Не используйте общих слов. Будьте очень конкретны. Не используйте такие термины как:
- Ознакомиться с …
- Узнать, что …
- Проинформировать …

Наоборот, используйте глаголы активного действия, такие как:
- Установить …
- Выбрать …
- Проанализировать …

Итак, перед переходом к обсуждению следующего шага в подготовке презентации мы с Вами имеем четкую и конкретную формулировку содержания, уровня детализации и длительности презентации.

 
 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ОТСТУПЛЕНИЕ:  подготовка к презентации о товарах фирмы Amway.
Готовясь к встрече, попытайтесь представить себе цели Ваших будущих слушателей. Получите максимум предварительной информации. Расспросите тех, кто приглашает слушателей на предстоящую встречу. Именно они - Ваши Тренеры. Расспросите обо всем, что связано с людьми - о привычках, пристрастиях, интересах. О характере, темпераменте, поведенческом стиле. Ведь Вам предстоит говорить о том, что обязано затронуть самые глубокие струны душ Ваших слушателей. Помните - логической может быть только срединная часть Вашей презентации. А заключение обязательно будет обращено к эмоциям. И Вы заранее должны представлять, что движет Вашими слушателями в наибольшей степени.

Хотя представление о слушателях как о потребителях различных категорий несколько условно, используйте эту модель для формулировки своих целей. Ответьте себе на вопросы, каких мыслей, слов и поступков Вы ожидаете от слушателей. И если от разных частей аудитории ожидания различны, разделите аудиторию. Проведите две презентации. Или три. И на каждую из них пригласите только ту часть Вашей аудитории, в отношении которой Ваши цели будут близкими. Например, семья, воспитывающая маленьких детей, и предприниматель, владеющий сетью автосервисов, в равной степени интересны Вам как потребители. Но поступков от них Вы будете ожидать разных. И поэтому будет лучше, если эти люди будут Вашими слушателями на разных презентациях.

Конечно, предварительное разделение слушателей на категории потребителей условно. Не всегда удается заранее угадать результат. Пусть Вас это не пугает. Поскольку Вы будете рассказывать о бизнесе, доходность которого может быть очень высокой, а также о здоровье и безопасности каждого из присутствующих в связи с пользованием товарами Amway, интерес аудитории будет Вам гарантирован. Ключом к успеху будут в первую очередь Ваша убежденность и Ваш энтузиазм.

Длительность презентации. Не затягивайте выступление. Постарайтесь изложить все за час. Ваше основное средство убеждения - энтузиазм. Основная часть впечатления от Вашего выступления сформируется не словами, а тоном голоса и невербально. А эти два информационных источника не зависят от длительности изложения. Так что делайте презентацию короче, но зажигательнее. Увлеките их за собой. "Делай, как я - и успех будет с нами".