Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Юмор

 

Из всех видов используемых средств привлечения внимания слушателей ("перчика") самый горячий перчик – юмор. Но есть проблема в том, что не все мы в действительности обладаем чувством юмора.

Если кто-нибудь без чувства юмора рассказывает шутку, сможете ли Вы почувствовать, что она неуклюжа и неестественна? Да, Вы легко это сможете. Ваши слушатели тоже смогут, уверяю Вас. Поэтому первое правило юмора - не рассказывайте шуток, если они не будут естественны и уместны.

В Вашем сознании, конечно же, нет сомнений, обладаете ли Вы чувством юмора или нет. Если обладаете, то Вы прекрасно это знаете. В действительности, Вы знаете об этом уже многие годы. Наличие или отсутствие у Вас чувства юмора очевидно как для Вас, так и для окружающих. Если же у Вас в мыслях есть сомнения на этот счет, то ответом является - Вы не обладаете чувством умора.

Хуже, чем рассказать неуклюжую, неестественную шутку, может быть только рассказ ДЛИННОЙ неуклюжей неестественной шутки. И, тем не менее, выступающие с презентациями делают это постоянно.

Даже профессиональные комедийные актеры избегают длинных шуток.  Давным-давно они поняли, что лучше всего шутка в одну строчку. Вы сами много раз такое наблюдали. Докладчик выходит на сцену, достает подготовленный текст (который он даже не читал) и начинает читать монотонным голосом с серьезным выражением на лице о том, как взволнован от выступлением перед вами. Следующее, что он делает - это зачитывает шутку. И не просто какую-нибудь шутку. Это длинная шутка.

Что еще хуже - шутка не имеет никакого отношения к обсуждаемой теме. Это приводит нас ко второму правилу юмора - юмор должен иметь отношение к теме презентации.  Для аудитории довольно трудно запомнить то, что Вы сказали. Юмор, не имеющий отношения к теме, делает ситуацию еще хуже. Но естественная шутка, непосредственно относящаяся к теме презентации, значительно усилит материал, его понимание и запоминание.

Что мы делаем, если мы стесняемся рассказывать шутки? Мы рассказываем истории о себе. Подумайте о своем прошлом. То, что мы ищем там, это ситуации, происшествия, события, случаи и жизненный опыт, которые могли быть тогда смущающими, глупыми или оскорбительными. Юмор - это трагедия, отделенная от нас временем и пространством. Когда Вы рассказываете о том случае или жизненном опыте, вы сделаете это естественно, расскажете с убежденностью и энтузиазмом, потому что это в действительности произошло с Вами. Поэтому не рассказывайте искусственных шуток - расскажите правду, как это произошло с Вами.   Предварительно удостоверьтесь, что рассказ имеет отношение к теме презентации, которую Вы собираетесь проводить.

Рассказы о самом себе дают важный и мощный побочный результат. Они углубляют положительное восприятие Вас аудиторией. Только будьте уверены, что ваши истории относятся к категории стеснительных и не относятся к категории хвастливых. Иначе Вы получите прямо противоположный результат. У каждого из нас есть истории со стеснением, которые мы можем рассказать о себе. Помните, только плохой рассказчик не сможет усилить хорошую историю.

 

ПРИМЕР 1.  Желающие прочитать его в оригинале у Девида Пиплз могут обратиться к его книге "Presentations plus". Много лет назад, когда он проходил переподготовку как пилот реактивного истребителя, он был прикреплен к тренировочной базе Биг Спринг (Big Spring), штат Техас. С тех пор база была закрыта и только старожилы помнят, что она там была. Много лет спустя он проводил презентацию в Техасе и в процессе выступления упомянул, что провел много месяцев в Биг Спринг, штат Техас (случай из жизни имеет прямое отношение к аудитории). В конце презентации к выступающему подошел ведущий и попросил объяснить, что он делал в Биг Спринг, штат Техас, так как единственным, что знала аудитория про Биг Спринг, было то, что там расположены психиатрическая лечебница и тюрьма, и слушатели хотели знать, в каком из этих заведений он провел много месяцев. Основа для неподготовленной шутки восхитительная, и, будьте уверены, Девид Пиплз воспользовался ей в полной мере.

ПРИМЕР 2.  Это пример из той же книги. Каждый раз, проводя презентацию по корпоративной стратегии, Девид рассказывает историю о своем первом визите к руководителям корпорации IBM. (Напомню, сегодня он руководит подготовкой менеджеров по продажам фирмы IBM). Он рассказывает им, что впечатлением, оставшимся в памяти наиболее ярким, ярче, чем любое другое, был цвет ковра. Вы никогда не догадаетесь, какого цвета ковер в штаб-квартире корпорации IBM. Вы можете подумать, что он прекрасного голубого цвета. Но это не так. Правильный ответ - оранжевый. Причем не просто приятный оранжевый цвет. Он показался Девиду похожим на апельсин, который светился бы в темноте.
В тот первый визит он повернулся к парню, который показывал все вокруг, и сказал: "Кто, вообще, выбирал этот ковер?" Парень ответил: "Президент".
Девид немедленно продолжил: "Ковер прелестен, не так ли?"
И каждый раз, когда Девид Пиплз рассказывает эту историю слушателям своих семинаров в IBM, здание грозит обрушиться.

Другой способ, которым можно использовать юмор, состоит в извлечении выгоды из событий, которые произойдут во время презентации.
ПРИМЕР 3.  Всегда можно предсказать, что один или несколько человек прибудут на презентацию с опозданием, точнее, после того, как Вы презентацию начнете. Если это соответствует Вашему строению организма и вашей индивидуальности, можете использовать это событие как возможность для легкого юмора. Продумайте и спланируйте заранее, что Вы скажете.  "Входите, входите. Это Вы будете читать лекцию об управлении временем?" или "Заходите, не стесняйтесь. Извините, мы начали рано".

Конечно, то, что Вы скажете, должно соответствовать не только Вашей индивидуальности, но и соответствовать аудитории и её настроению.
ПРИМЕР 4.   При использовании демонстрационных пленок без рамок рано или поздно одна из пленок начнет сползать и двигаться в каком-нибудь направлении, когда будет лежать сверху проектора. Вы можете спланировать, что когда такое произойдет, Вы скажете что-то вроде:

    •  "Эта тема столь горяча, что ее трудно удержать на одном месте".
    •   "Несмотря на то, что вы видите, эта идея не является капризной или текучей".
    •   "Это столь динамично, что движется, даже когда мы сидим здесь".
    •   "Это предложение не может длиться долго, поскольку оно постоянно находится в движении".

Рис. 1.   Слайд юмористического содержания

Другой способ создать юмор – использование демонстрационных средств, в которые включен юмористический элемент. Юмористические картинки, имеющие отношение к теме выступления, - прекрасный источник юмора. Помните картинку о целевой аудитории из прошлого раздела? Сопроводив ее еще и показанной здесь картинкой (см. рис. 1), Вы легко получите эффективное средство дополнительного привлечения внимания.

То же самое справедливо и для юмористических цитат (см. рис. 2).

Рис. 2.  Слайд с юмористической цитатой