Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Аналогии

 

Наше мышление устроено так, что мы лучше понимаем и запоминаем картинки и символы, чем запоминаем слова. Например, когда кто-то произносит слово СЛОН, в мозгу у нас возникает отчетливая картинка большого животного, а не буквы С-Л-О-Н. Если я скажу мороженое, какой образ возникает у Вас в голове? Ручаюсь, что не буквы алфавита.

Это свойство человека – мыслить образами – можно использовать для изложения темы за меньшее время, при лучшем понимании и запоминании ее на больший срок. Достаточно описать тему в простых и понятных каждому образах, используя аналогии. Аналогии эффективны, иногда слушатели запоминают их на долгие годы.

Видели ли Вы когда-нибудь инструктора по лыжам, обучающего детей? Объясняя им, как замедлить движение или остановиться, инструктор скажет: "Сделайте из своих лыж снеговой плуг". Или, если случилось так, что они с юга и никогда не видели снежного плуга, инструктор скажет:  "Срежьте тонкий слой масла своими лыжами".

Чтобы научить их, как поворачивать, инструктор мог бы сказать: "Давайте представим, что наши колени – это фары автомобиля. Когда автомобиль поворачивает, фары тоже поворачивают. Теперь положите ваши руки на фары (колени). Чтобы повернуть направо, мы просто поворачиваем фары (руки на коленях) направо и так далее".

Вы тоже мыслите образами. Основные идеи презентации существуют в сознании докладчика (автора) как совокупность образов. Эффективная презентация – это способ передачи образов докладчика в сознание других людей (зрителей). Чем выше сложность материала презентации, её концепции, тем важнее использовать аналогии и словесные образы. И чем проще, тем лучше.

 

ПРИМЕР 1.  Допустим, я рассказываю президенту компании о компьютере. Один из способов описания компьютера такой: "Господин президент, емкость памяти этого компьютера 250 гигабайт, время доступа 16 миллисекунд, скорость передачи 3 млн. байт в секунду". Что означает сказанное для президента компании? Ничего.
Предположим, что вместо этого я сказал:  "Господин президент, этот компьютер способен запомнить Британскую энциклопедию на 20 языках, добраться до любого абзаца на любом языке за время, меньшее, чем нужно Вам, чтобы моргнуть, и прочитать каждый ее том за 2 секунды".

ПРИМЕР 2.   Я пытаюсь рассказать про национальный долг США, который составляет 4 триллиона долларов. Насколько это много? Никто не знает.
А что, если я скажу, что если бы у Вас было 4 триллиона долларов, то денег было бы достаточно, чтобы послать каждого ребенка США в Гарвард на год, отправить каждого взрослого на двухнедельный отдых в фешенебельный клуб во Французской Полинезии, предоставить каждому домовладельцу бесплатно полноразмерный подземный бетонный плавательный бассейн, и после этого у Вас еще останется1 триллион долларов?

ПРИМЕР 3.   Направились бы Вы в путешествие на самолете, если бы каждый день происходило 4 крушения самолета с 250 пассажирами на борту у каждого, и все эти пассажиры погибают? Именно такое количество людей преждевременно погибает каждый день от курения сигарет.

Немного имеется вещей, более мощных и более запоминаемых, чем аналогии.

Но не каждую абстрактную концепцию сразу удается описать простой и понятной аналогией. Выйти из этого затруднения достаточно просто. Всего лишь объясните эту концепцию настолько хорошо, насколько способны, своей ближайшей соседке, а затем спросите ее, что ей это напоминает.