Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Голос

 

Первое правило постановки голоса – Вас должны слышать. Но не путайте то, что Вас слышат, с эффективным взаимодействием.

Простая и самая большая проблема с голосом – стремление говорить монотонно. И действительно, если вы читаете заранее подготовленный конспект, трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Общей ошибкой является также предположение, что единственное, что следует делать – это говорить громким голосом. Но час громкой монотонности быстро становится часом громкого шума.

Вы сможете увлечь слушателя, перешагнув через предубеждение. Вопрос только в одном – в каком направлении шагать? Рекомендация единственная – в своей речи Вы должны быть естественны. При этом диапазон естественности широчайший.

Проиллюстрируем это утверждение историей, рассказанной Дэвидом Пиплз в книге "Presentations plus".
"Я слышал однажды 90-минутную презентацию, произнесенную шепотом. Это было поразительно. Вы могли услышать падение иголки. Каждый в той комнате сидел на самом краешке стула, ожидая, что в любой момент выступающий собирается открыть им секрет мироздания. Сосед – наблюдатель повернулся ко мне и спросил: "Вы знали раньше, что люди поверят всему, если вы это прошепчете?"

Приведенный пример - один из вариантов привлечения внимания голосом. Назовём 4 приема, каждый из которых Вы используете в своих разговорах сотни раз в течение дня, даже не задумываясь об этом.

  1. Акцентирование главных слов предложения.
  2. Изменение тона голоса.
  3. Изменение темпа речи.
  4. Использование пауз.

Остерегайтесь ощущения, что следует заставить себя выполнять рекомендации - и все получится. Если будете пытаться именно заставить, то Ваше выступление потеряет главное - естественность, голос станет как бы механическим. Подойдите к решению с другой стороны - прислушайтесь к себе. В разговоре с любым собеседником Вы совершенно естественно для себя постоянно используете эти приемы. Итак, понаблюдайте за собственной речью.

В каждом слове есть ударение. ТранЗИстор, идеоЛОгия, аранжиРОвка. Выделив ударением один из слогов слова, остальные слоги Вы произносите быстро, не привлекая к ним внимания. Такой же подход Вы используете к фразам. В каждой из них есть одно или несколько ключевых слов, несущих смысловую нагрузку. На них Вы делаете смысловое ударение. Однако, способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду с изменением громкости Вы пользуетесь изменением тона - это инструмент с колоссальными возможностями.

Вспомним высказывание Дениэла Вебстера, использованное как эпиграф к разделу "Введение". Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы, например, таким образом:
"Если бы ВСЕ мои таланты были ОТНЯТЫ у меня неумолимым провидением, (пауза) а мне был бы оставлен шанс сохранить лишь ОДИН (пауза), я, не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне (пауза) ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ, (пауза) так как, используя его, я БЫСТРО восстановил бы ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ".

Обратите внимание - ключевые слова фразы "искусство говорить" выделены не только тоном, но и паузами. Пауза до произнесенных слов привлекает внимание слушателя к словам, которые Вы готовитесь произнести. Пауза после них дает время на осмысление сказанного.

Не существует незыблемых правил выразительности. Ту же самую фразу можно прочитать и иначе. Более того, Вы сами в разных ситуациях произносили бы ее по-разному. Все зависит от Вашего настроя, от аудитории, от контекста.

Обращаясь к аудитории на презентации, прислушивайтесь к себе. Если Вы заметили, что стали говорить монотонно, остановитесь. Одерните себя мысленным приказом: "БЕСЕДУЙ со слушателями. Говори естественно, по-человечески". Возможно, Вам поможет такое самовнушение. А пауза, сопровождающая этот Ваш внутренний монолог, дополнительно привлечет внимание аудитории.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Говорите быстро в течение нескольких секунд, сделайте паузу, возвратитесь к нормальному темпу, затем опять говорите быстро. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но какова разница!

Уолтер Б. Стивенс в своей книге "Линкольн глазами репортера", изданной Историческим обществом штата Миссури, рассказывает, что таков был один из излюбленных методов, которым пользовался Линкольн, когда он желал придать особую убедительность своим словам. "Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу... Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов".

Все приемы привлечения внимания голосом Вы используете бессознательно в обычной речи, точно так же как не задумываетесь при ходьбе. Таким же образом надо применять их и в презентациях - другого пути нет. И естественность обязательно придет в процессе практики.

Предположим, что все приемы привлекательной речи, используемые в своем обычном разговоре, Вы научились применять и в публичных выступлениях. Значит ли это, что речь Ваша станет идеальной? И да, и нет. Вы добьетесь главного - естественности. Но повседневная манера общения практически каждого человека нуждается в совершенствовании - в избавлении от грамматических ошибок, слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствуйте свою естественную манеру разговора, а затем переносите ее в презентацию.

Совершенствование манеры разговора требует обучения. Если вы хотите бесплатный урок использования голоса, всего лишь послушайте выступление диктора телевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может стать для Вас артист разговорного жанра. Они используют свой голос виртуозно. Но выбирайте себе в учителя лучших!

Противоядием от монотонности является смесь убежденности, энтузиазма, доверительности, желания и репетиций. Выпейте перед выступлением большой глоток этой смеси, и вы будете в великолепной форме.