Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Визуальная поддержка

 

Как попадает информация в наш мозг? Обратимся к результатам исследований. Усредненные данные таковы. Из всего объема информации 75% приходит к нам посредством зрения, 13% - через слух, а оставшиеся 12% - через обоняние, вкус и осязание. Именно из-за такого подавляющего преобладания зрения в познании мира и следовало бы начать с разговора о визуальной поддержке.

Теперь ответьте на вопрос. Из всего объема информации, имеющегося в вашей голове, какой процент попадает туда посредством слуха?
Когда я произношу это перед живой аудиторией, наступает длительная тишина, несмотря не то, что я сказал им ответ только что - 3 секунды назад. Изредка я с заметной задержкой получаю 1 или 2 неуверенных ответа про 13 %.

Предположим, что вместо этого я показал бы им картинку как на
рисунке 1, а затем задал бы тот же самый вопрос.

Поставьте себя на место слушателей и обратите внимание на разницу между произнесением слов и демонстрацией картинки. Разницу в понимании и запоминании. Для Вас этот простой эксперимент -
наглядная демонстрация того, что названные выше цифры имеют непосредственное отношение и к Вам лично.

Еще один эксперимент. Мы знаем из проведенных ранее исследований, что слушатели забудут 75% или более из того, что вы скажете, через 24 часа или раньше. Как это проверить на своем опыте? Есть трюк,
который Дэвид Пиплз использует на собраниях или конференциях,
где ему доводится быть докладчиком во второй день встречи.

         

В книге "Presentations plus" он пишет следующее:  "Я до смерти пугаюсь, выполняя этот трюк, но он ни разу еще на подвел меня.  
Я напоминаю присутствующим, что первый докладчик, всего лишь 24 часа тому назад, выступал в течение 32 минут.
       Рис. 1. Поступление информации в мозг:
          разница в восприятии разными
            органами чувств

Затем я говорю: "Если вы вспомните всего лишь 25% из того, что он говорил, вы сможете говорить на эту тему в течение 8 минут. Хочет ли кто-нибудь быть добровольцем, чтобы говорить в течение 8 минут о том, что рассказывал докладчик?" Мертвая тишина. Тогда я спрашиваю: "Кто-нибудь может вспомнить имя докладчика?".  Не перестаю удивляться наступающей тишине, за которой следует общий смех".

Гераклит сказал:  "Глаза - более правильные свидетели, чем уши".
Альфред Лорд Теннисон напомнил нам:  "Виденные вещи могущественнее вещей услышанных".
Гомер сказал:  "Сознание гораздо медленнее возбуждается ухом, чем глазом".

Соотношение понимания и запоминания для разных способов восприятия становится очень наглядным, если изобразить его на диаграмме (см. рисунок 2).

Рис. 2. Соотношение понимания и запоминания информации
при разных способах восприятия

Если Вы покажете слушателям картинку, понимание и запоминание увеличится в 3,5 раза по сравнению с ситуацией, когда Вы используете только слова. Если же Вы покажете картинку и произнесете слова, сопровождаемые музыкой, понимание и запоминание возрастут в 6 раз по сравнению с простым произнесением слов.

Мы запоминаем:
10% из того, что читаем;
20% из того, что слышим;
30% из того, что видим;
50% из того, что одновременно видим и слышим.

К этому утверждению мы опять можем применить некоторые тесты здравого смысла. Что запоминается лучше - лица или имена? Конечно, лица. Образ лица попадает в наш мозг через глаза. Имена попадают в наш мозг через уши. Еще тест. Пробовали Вы когда-нибудь объяснить что-то сложное собеседнику, которому не сразу удается это понять? В какой-то момент наступает прорыв, слушатель понимает и восклицает:  "О, я представил себе картину". Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то сказал:  "О, я представил себе слова"?

Все мы слышали, что одна картинка стоит тысячи слов. Если это правда, то одна картинка стоит 8 минут разговора (при скорости 120 слов в минуту).

Хорошие демонстрационные средства вызывают интерес. Они проясняют, придают конкретную форму, усиливают то, что было сказано. Более того, на презентации чего-нибудь нового, когда у аудитории нет способа сослаться на мысленный образ чего-то, что они никогда раньше не видели, картинки практически незаменимы. Всего лишь попробуйте описать верблюда кому-нибудь, кто никогда верблюда не видел.

А существуют некоторые вещи, которые почти невозможно объяснить без использования демонстрационных средств.
Например, сколько квадратов видит зритель на рисунке 3? Большинство людей сказали бы 16.
Но Вы смогли бы наглядно продемонстрировать, что фактически имеется 30 квадратов, если бы использовали демонстрационное средство, аналогичное изображенному на рисунке 4.


Рис. 3
Рис. 4

Но не всякое демонстрационное средство приемлемо.

Есть среди них хорошие, есть и плохие. Об этом – читайте раздел "Демонстрация – хорошо или плохо"