Введение

 

  Что такое презентация  

  Планирование  

  Цель презентации  

  Заключение  

  Вступление  

  Основная часть  

  Добавьте "перчика"  

  Тройная основа успеха  

  Демонстрационные средства  

  Демонстрация - хорошо или плохо  

  Привязка к аудитории  

  Визуальный контакт  

  Визуальная поддержка  

  Голос  

  Движение  

  Поэтапное открытие  

  Числа и статистика  

  Аналогии  

  Юмор  

  Репетиции  

  Шпаргалки  

     
     
     
     
     

Привязка к аудитории

 

Критерий искусности проводящего презентацию – степень близости его к достижению главной цели.
Эта цель – нужное ему поведение слушателей после проведения презентации.

Препятствий на пути к этой цели у выступающего множество. Провести свой корабль через рифы, созданные судьбой, помогают главные маяки – энтузиазм, четкое осознание цели и облик. Без них любая презентация обречена на быстрое забвение. Но эти "три кита" – еще не гарантия победы.

Перед началом подготовки выступления обязательно нужно знать профиль аудитории, и ее "общий знаменатель" – объединившую людей причину стать Вашими слушателями.

Без такого знания подготовки к презентации не начать. Даже ее цель сформулировать сложно. Не говоря уже о достойном заключении, о правильном изложении содержания.

Ибо ключ к успеху Вашей презентации – понимание слушателями, что презентация была подготовлена специально для них. В чем выражается такое понимание? Скорее всего, в том, что еще перед началом подготовки к презентации Вы четко представляете себе, в чем будет специфика изложения конкретно для этой аудитории. Есть несколько ключевых моментов, которые Вы должны себе представлять.

Во-первых, формулировка цели. Что на нее влияет? Например возраст. Юные Ваши слушатели или зрелые? Если презентации проходит перед представителями фирмы, надо заранее знать, кто будет перед Вами - руководители или исполнители. Опять разные цели, должностное положение сильно коррелирует с потребностями людей. Может быть, среди слушателей есть лицо, которому предстоит в будущем принять решение по теме Вашего выступления. Тогда здесь же есть и люди, с которыми этот важный слушатель будет советоваться. Чем больше у Вас информации об этих людях, тем ближе будет Ваша формулировка цели к оптимальной.

Во-вторых, надо знать, аудитория перед Вами техническая или общего характера. Для слушателей технического склада ума желательна более подробная детализация. Возможно, несколько другой состав примеров и аналогий. Наверное, несколько другая терминология.

В-третьих, это рабочие, работники умственного труда, администраторы, инженеры или коммерсанты? У них различные интересы.

В-четвертых, есть ли у них знания по Вашей теме или нет НИКАКИХ знаний? Вы можете утомить их ненужными общими местами или ввести в заблуждение, углубившись в детали без необходимого введения в предмет. Нельзя возлагать на аудиторию ответственность за "просеивание" презентации общего содержания, чтобы найти разделы, относящиеся к ним. Сделать это за них - Ваша задача.

Знание профиля аудитории и ее "общего знаменателя" позволит создать основу для внимательного отношения к Вашему выступлению. Причем не только на уровне понимания общего содержания. Даже добавленный в презентацию "перчик", о котором я писал в предыдущем выпуске, будет воспринят нужным Вам образом, только если будет близок слушателям.

Особенно важна привязка к аудитории для презентаций, проводимых неоднократно. В этом случае всегда есть соблазн воспользоваться для очередного выступления предыдущим материалом без всяких изменений. Пробовали Вы когда-нибудь рассказать школьникам о правилах поведения на дороге совершенно так же, как и их родителям на родительском собрании? Если доведется - поделитесь впечатлениями. Обещаю историю об этих "граблях" включить в один из выпусков рассылки.

Привязать выступление к аудитории не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Всего-навсего замена примеров, ссылок, аналогий и терминологии будет творить чудеса. Используйте примеры из их производственной области или профессии. Используйте ссылки, близкие им. Используйте ту же терминологию, что и они. Найдите ассоциации, близкие Вашим слушателям, и путь к их сердцу Вам обеспечен.

Как этого добиться? Достаточно просто. Посетите библиотеку. Обратитесь к помощи библиотекаря. Вам помогут подобрать книгу, цитаты, источники ссылок. Конечно, это затраты времени и труда. Но искусство требует жертв. В том числе и искусство проведения презентаций.

Эффективная презентация - это всего лишь способ передачи образа, который вы имеете в собственной голове, в голову другого человека. Причем способ, побуждающий к действию, необходимому для Вас. Чем выше сложность материала или концепции, тем важнее использовать аналогии и словесные образы. И чем проще, тем лучше.

Лучшие в мире выступающие используют аналогии для создания простых в понимании образов своих ключевых положений и концепций. Так давайте поучимся у профессионалов. Вы можете изложить концепции за меньшее время, при лучшем понимании и запоминании на больший срок, если вы используете аналогии. Они настолько эффективны, что люди запомнят некоторые из них на всю жизнь.

Поняв "общий знаменатель" аудитории, Вы сможете использовать правильные аналогии, близкие слушателям. Если вы испытываете затруднения с формулировкой аналогии, иллюстрирующей некую абстрактную концепцию, всего лишь объясните ее настолько хорошо, насколько способны, своей ближайшей соседке, а затем спросите ее, что ей это напоминает.

Кроме того, будьте уверены, что Вы наживете капитал на чем-нибудь из Вашего окружения или жизненного опыта, что близко к их собственному опыту. Расскажите историю о себе. Напомните кому-либо из слушателей о чем-то, связывающем вас (глядя в это момент ему в глаза и называя по имени). Если Вы сможете создать атмосферу типа "Я один из вас" и "Мы во всем этом с вами все вместе", то Ваша презентация поведет Ваших слушателей именно туда, куда требуется Вам.