Александр Николаевич Бенуа

(1870-1960)

       А.Н.Бенуа родился в Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 года. Он был младшим сыном академика архи¬тектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813–1898), принадлежавшего к династии обрусевших французов Его мать – Камилла Альбертовна, урожденная Кавос, происходила из итальянской семьи, давшей России известного дирижера и композитора К.А.Кавоса и архитектора А.К.Кавоса. Таким образом в роду Александра Бенуа соединились французские и итальянские корни.
       Старшие братья Александра – архитектор Леонтий и художник- -акварелист Альберт – были академиками и преподавали в Академии художеств. Одна из сестер стала женой скульптора Е.А.Лансере и матерью художников Е.Е.Лансере и З.Е.Серебряковой, которым Александр Бенуа приходился дядей.
       Он учился рисовать у брата Альберта. Осенью 1887 года поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств и четыре месяца занимался в вечерних классах, мечтая стать театральным художником. В петербургской гимназии К. И.Мая Бенуа подружился с Д.Философовым, В.Нувелем, К.Сомовым. Они образовали кружок единомышленников, увлеченных искусством, который впоследствии станет основой объединения «Мир искусства».
       С 1890 по 1894 год Александр Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета. Параллельно с учебой в университете Бенуа углубленно занимался историей искусства. В 1893 году он написал главу о русской живописи для книги Рихарда Мутера «История живописи в XIX веке». С Бенуа началось изучение современного русского искусства как равноправной национальной школы в ряду европейских школ.
       В эти же годы он формировался как художник, занимаясь рисунком и акварелью. В 1892 году он впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Отказавшись от обучения в Академии художеств, Бенуа придавал первостепенное значение самостоятельной работе с натуры.
       Летом 1894 года, окончив университет, Бенуа совершил путешествие по Германии и Италии, во время которого занимался изучением немецкого и итальянского искусства как историк и художник, много работал с натуры в технике акварели. По впечатлениям этой поездки исполнена одна из первых графических работ Бенуа «Замок», приобретенная П.М.Третьяковым.
       В 1895 году Бенуа стал хранителем коллекции рисунков и акварелей княгини М.К. Тенишевой. К этому времени относится начало его дружеских отношений с С.П.Дягилевым, знакомство с московскими живописцами нового поколения В.А.Серовым, И.И.Левитаном, М.В.Нестеровым, К.А.Коровиным. Впервые в их среде возникает идея устройства совместных выставок молодых художников Петербурга и Москвы.
       В 1896–1899 годах Бенуа жил во Франции. Увлеченный Версалем, он создал серию акварелей «Последние прогулки короля Людовика XIV», представленную в 1898 году на выставке русских и финляндских художников, организованной С.П.Дягилевым.
       Еще находясь во Франции, Бенуа принимает участие в разработке идеи журнала «Мир искусства». В 1899-1904 годах он участвовал в издании журнала как автор и член редколлегии. Зимой 1900 года было создано объединение «Мир искусства». Бенуа стал его идейным руководителем, участником ежегодных выставок. Все творчество Бенуа в этот период неотделимо от «Мира искусства» и связанного с ними культурно-эсте¬тического движения в России. «Заслуга Бенуа как самого глубокого и зоркого участника «Мира искусства» непререкаема и единственна» (С.Эрнст).
       После распада объединения в 1904 году Бенуа вместе с Дягилевым работал над проектами, продолжавшими программу «Мира искусства», например над созданием Историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце в 1905 году, или выставки русского искусства в Париже и Берлине в 1906 году.
       Революционные события 1905 года заставили семью Бенуа покинуть Россию и перебраться во Францию. Здесь они оставались с февраля 1905 по 1907 год. В 1905-1906 годах Бенуа особенно много занимался станковым творчеством, впервые обращается к масляной живописи. Наиболее значительной работой стала вторая версальская серия (1905–1906), к которой относятся картины «Купальня маркизы», «Оранжерея», «Король» и др., а также «Прогулка короля» – одно из самых известных произведений Бенуа. Первая и вторая версальские серии дали основание называть художника «певцом Людовиков».
       Основой творческих поисков Бенуа был ретроспективизм, глубокий интерес к прошлому, который объединял две его ипостаси – художника и историка искусства. Бенуа первым открыл художественное значение старого Петербурга и его пригородов. В 1900-1902 годах он создал серии видов Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. С 1902 года он работал над книгой «Царское Село в царствование Елизаветы Петровны» (1910). В связи с 200-летием Петербурга, которое отмечалось в 1903 году, Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» серию статей о старом Петербурге, направленных против уничтожения и перестройки памятников архитектуры. В 1901–1903 годах Бенуа редактировал ежемесячный журнал «Художественные сокровища России». Это издание открыло широкой публике ценнейшие памятники русской культуры. В 1907 году Бенуа возглавил Комиссию по изучению старого Петербурга.
       В 1907–1910 годах Бенуа работал над картинами из русской истории для «школьной» серии издательства И.Кнебель. Картины Бенуа посвящены истории Петербурга XVIII века. Одной из лучших стала картина «Парад при Павле I». Им были написаны также картины «В Немецкой слободе», «Петр I в Летнем саду», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце», «Суворовский лагерь» и др. Картины Бенуа представляли собой исторические реконструкции, имевшие познавательное назначение и потому насыщенные подробностями. Но в то же время в них историческая живопись переходит в новое качество, соединяющее стилизацию с чувством подлинной жизни. Воссоздание исторической среды у Бенуа опиралось на глубокое объективное знание эпохи и обогащалось личным эмоциональным восприятием художника. Это субъективное начало по-новому окрасило исторический жанр в русской живописи начала XX в.
       Впоследствии Бенуа написал о себе: «Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее… У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды…».
       Важной частью творчества Бенуа всегда оставался пейзаж. Большие серии акварелей создавались художником во время летнего отдыха и путешествий. К лучшим относятся этюды, написанные в 1905 и 1906 годах в местечке Примель в Бретани и серия пейзажей Северной Италии, созданных в 1900-1910-е годы в одном из самых любимых мест Бенуа – в Лугано.
       Живопись и графика в творчестве Бенуа не имеют четких видовых границ. Он обращается к акварели, гуаши, пастели как к живописным материалам, иногда использует масло и темперу, добавляет тушь, карандаш. Работа в смешанной технике очень характерна для творчества нового поколения художников, добивающихся слияния, взаимодействия живописных и графических элементов в произведениях. Особенности манеры Бенуа (беглость, незаконченность, обнаженность технических приемов, подчеркнутая фактура мазка или штриха, острые фрагментарные композиции, резкие ракурсы, высокие или низкие точки зрения) связаны с обостренной выразительностью художественного решения, имеющего целью создание поэтического образа.
       Лучшие произведения Бенуа связаны с искусством театра, в котором он нашел широчайшие возможности для реализации своей личности. Работа в качестве художника театра и режиссера-постановщика стала стержнем его творческой жизни. Первым опытом театральной работы Бенуа стал эскиз декорации для оперы А.С.Танеева «Месть Амура», поставленной в Эрмитажном театре в 1900. В 1901 году он с группой художников «Мира искусства» работал над постановкой балета Делиба «Сильвия» в Мариинском театре (не осуществилась). Первым в России Бенуа обратился к оформлению опер Вагнера. В 1902 году он создал эскизы декораций к опере «Гибель богов» и принял участие в режиссуре спектакля (1903, Мариинский театр). Важной работой Бенуа, имевшей огромное значение в его последующем творчестве, стал созданный в сотрудничестве с балетмейстером М.М.Фокиным балет «Павильон Армиды» (музыка Н.Черепнина, либретто и декорации А.Бенуа, 1907, Мариинский театр). В этой постановке он хотел возродить балет как грандиозное и сказочное зрелище. «Павильон Армиды» занял видное место в постановках «серебряного века» и открыл непрерывный ряд постановок Бенуа вплоть до 1915 года.
       С 1907 по 1914 год Бенуа отдает большую часть своего времени и сил знаменитым «Русским сезонам» в Париже, организованным Сергеем Дягилевым. Бенуа был центральной фигурой этого театрального проекта, обеспечившего русскому искусству значительное место в мировой художественной жизни. Ему принадлежала идея представить в «Русских сезонах» балетные спектакли. Большинство спектаклей «Русских сезонов» прошли при деятельном участии Бенуа. Вместе с Дягилевым он возглавлял директорат «Русских сезонов», с 1909 года заведовал их художественной частью, сам оформил ряд постановок. Успех «Русских сезонов» во многом был обеспечен именно напряженной творческой работой Бенуа: он поставил обновленный вариант балета «Павильон Армиды», балеты «Сильфида» на музыку Ф.Шопена, «Жизель» А. Адана, «Жар-птица» И.Стравинского. Наибольшей удачей Бенуа стала постановка балета «Петрушка» на музыку И.Стравинского. Весной 1914 года он осуществил у Дягилева постановку оперы «Соловей» И.Стравинского по сказке Андерсена, создав спектакль, соединяющий оперу и балет.
       С 1912 года Бенуа по приглашению К.С.Станиславского работал в Московском Художественном театре, в 1913–1915 годах руководил художественной частью театра и был одним из его директоров. Здесь в сотворчестве со Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко он поставил пьесы Мольера, объединенные в «Мольеровский спектакль», «Хозяйку гостиницы» К.Гольдони, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Бенуа привнес в постановки Художественного театра изысканность и красочность «Мира искусства», соединив их с требуемой в театре вещностью оформления и исторической правдивостью. Его работа подтвердила огромную роль художника в создании театрального зрелища.
       Бенуа был в числе художников-«мирискусников», которые создали новое отношение к книге как к произведению графического и издательского искусства и обусловили расцвет книжной культуры. В их руках книжная графика стала особым и очень влиятельным фактором эстетического воздействия. Он вошел в число лучших мастеров своего времени и сам стал классиком русского книжного искусства.
       Основное направление в книжной графике Бенуа было определено творчеством А.С. Пушкина, начиная с первой его иллюстрации к «Пиковой даме» в трехтомном издании к 100-летию со дня рождения поэта. Художник исполнял также иллюстрации к «Капитанской дочке», а лучшим в книжной графике Бенуа стали иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», над которыми он работал начиная с 1903 года на протяжении 20 лет. В них воплотилось глубокое понимание поэзии Пушкина, трагического пафоса его образов, среди которых главным стал образ пушкинского Петербурга. Бенуа демонстрирует тонкое соответствие рисунков духу пушкинской поэзии. Иллюстрации Бенуа оказали заметное влияние на русскую книжную графику.
       В 1903–1910 годах Бенуа был членом Союза русских художников и участником выставок этого объединения. В 1910 году он участвовал в возрождении объединения «Мир искусства» и в возобновившихся выставках под этим названием, проходивших в 1911–1924 годах.
       Большое значение в жизни Бенуа имело сочетание практической художественной деятельности с его работой как историка искусства и критика. В 1901–1902 году вышла его книга «История русской живописи в XIX веке». Она имела шумный успех и с нее началась работа Бенуа над «Русской школой живописи» в 10 выпусках, которые появились в 1904 году. Рассматривая в этих книгах русскую живопись от петровской эпохи до современной художественной практики, Бенуа активно выразил свою позицию в оценке художественного процесса, полемизируя с устоявшимися взглядами. Он возвратил в сферу культурных ценностей искусство XVIII века, заново открыл искусство портрета этой великой эпохи и впервые обобщил опыт русской национальной школы живописи.
       В 1912–1917 годах Бенуа издал 22 выпуска иллюстрированной «Истории живописи всех времен и народов». В этой грандиозной работе, которая осталась неоконченной, Бенуа проявил себя как блистательный историк искусства, знаток культуры прошлого.
       С 1908 года в петербургской газете «Речь» выходили его еженедельные «Художественные письма», в которых он выступает как «летописец» современной художественной культуры, касаясь самых разнообразных вопросов ее развития.
       В период февральской и октябрьской революций проблема защиты культуры, спасения ее ценностей заставляет Бенуа взаимодействовать с новыми политическими силами. В марте 1917 года он вместе с А.М.Горьким стал одним из организаторов Комиссии по делам искусств для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С ноября 1918 года Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, где в 1924–1926 годах осуществил полную перевеску картин.
       В сотрудничестве с Горьким Бенуа редактировал детские книги в издательстве «Парус», позже работал в издательстве 3.И.Гржебина и руководил художественным отделом в издательстве «Всемирная литература». Продолжая работу в книжной графике, Бенуа вновь исполняет иллюстрации произведениям А. С. Пушкина. Вершиной его работы над поэмой «Медный всадник» стал цикл иллюстраций, выполненный в 1916-1922 годах и изданный в 1923 году. В качестве художника и постановщика он работал в петроградских театрах – Мариинском, Большом драматическом, Народном театре, Академическом те¬атре драмы.
       Бенуа был участником последних выставок «Мира искусства» в 1922 и 1924 годах, выставок театрально-декорационного искус¬ства в Москве (1923) и Ленинграде (1927), выставок русского искусства в Париже (1921), Берлине (1922) и США (1924-1925).
       Творческая и организаторская деятельность Бенуа в послере¬волюционную пору постоянно подвергалась резкой кри¬тике со стороны представителей «левого» искусства, которые рассматривали его как фигуру отжившей куль¬туры старого мира.
       В 1926 году Бенуа, поехав в команди¬ровку от Эрмитажа, остался в Париже. В период своей жизни за границей он наиболее плодотворно работал в сценографии. В 1927-1935 годах Бенуа был главным художником балетной труппы Иды Рубинштейн, оформлял спектакли в парижских театрах Комеди Франсез и Опера Комик, сотрудничал с Русским балетом С.П.Дягилева в Монте-Карло, работал для театров Рима, Буэнос-Айреса, Сиднея и др. Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского в его оформле¬нии в 1930-1950-х годах выдержал множество постановок в Париже, Копенгагене, Монте-Карло, Милане, Вене, Лондоне. Особенно много оперных и балетных постановок создал художник с 1930 по 1956 год для миланского театра Ла Скала, где его сын, известный театральный художник Николай Бенуа возглавлял постановочную часть.
       Продолжая свою работу как историк искусства и художественный критик, Бенуа публиковал в парижских периодических изданиях «Художественные письма», посвященные современной культуре Франции. В 1934 году он начал писать книгу «Мои воспоминания», которая была опубликована в России в 1993 году.
       В поздние годы, сохраняя свою прежнюю манеру, Бенуа писал с натуры акварельные пейзажи окрест¬ностей и парков Парижа, Версаля, Нормандии, Бретани. По воспоминаниям он создавал пейзажи Петербурга и окрестностей, повторял свои исторические композиции, такие как «Парад при Павле I». Станковые и театральные работы Бенуа экспонировались на его персональных выставках в Париже и Лондоне. В 1960 году в Милане состоялась посмертная выставка художника.
       В последние десятилетия своей жизни Бенуа состоял в регулярной переписке с художниками, коллекционерами, друзьями и коллегами в России и оставил большое и ценное эпистолярное наследие. Однако в советской литературе отрицательная, или по крайней мере снисходительная оценка творчества и всей художественной деятельности Бенуа сохра¬нялась долгие годы. О нем писали как о «реакционном художнике», выступавшем «против демократических и реалистических тенденций русского искусства». Первая большая выставка, обнародовавшая художественное наследие А.Н.Бенуа, состоялась в Третьяковской галерее только в 1970 году.
       Александр Николаевич Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Как и многие другие деятели русской культуры, со своим отъездом из России Бенуа не разорвал внутреннего единения с нею. В своем творческом труде он был хранителем многих бесценных качеств отечественного культурного наследия и продолжал миссию пропаганды русского искусства за рубежом.
       Бенуа был той значительной фигурой, вокруг которой концентрировались многие художественные процессы и поиски рубежа XIX-XX веков. Сфера его творческой реализации невероятно обширна и разнообразна – он был живописцем, графиком, художником театра и кино, режиссером-постановщиком музыкального и драматического театра, иллюстратором и оформителем книг и журналов, работал над монументальными росписями, был теоретиком и историком искусства, художественным критиком, музейным деятелем, писателем, публицистом, редактором. С его именем связана целая эпоха в русском искусстве – эпоха «серебряного века».