Н.Н. Сапунов. Карусель. 1908

Известная картина Сапунова «Карусель» примыкает к театральным эскизам. Все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре: и ярко-желтые лошадки, и разряженные девушки, и всадник, лихо размахивающий платком, и полотнища с вытканными животными, и цветные фонарики, и развевающийся оранжево-красный флаг, и кружево обступивших деревьев. Жизнь бьет ключом. Кажется, будто слышишь смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. На картине много фигур, но все они образуют единое целое, даже стоящие в сторонке и гуляющие словно вовлечены в веселое вращение карусели.

Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Колорит несет на себе неповторимый отпечаток исконно русского понимания цвета. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках.

«Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова родится нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он такой же, как и Константин Коровин, организатор хаоса. Когда охватываешь его «Карусель» общим взглядом, впитываешь ее сразу, не развлекаясь деталями (да еще вопрос, можно ли развлечься ими), поражаешься именно силой общего, удивительной спайкой этого произведения. И в этом Сапунов наследовал коровинское свойство – быть всегда «собранным», единым в каждом своем создании».