ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра современных технологий обучения

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю: «ЦОР в изучении химии металлов» 

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

                                                                       УТВЕРЖДАЮ

 

                                              Ректор ___________________

 

                                                  "____"______________2007г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «ЦОР в изучении химии металлов» 

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

Специальность 032300.00          Химия с дополнительной специальностью

                                (код ОКСО)                                                     (наименование)

Квалификация  Учитель химии

 

Факультет  естествознания

 

Курс обучения                                        __4____/_______/________

 

Семестр                                                      __8____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                             ___12____

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          ___2_____/____________/_______

- практикум                                  __10____/____________/_______

                        - самостоятельная работа       __12____/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         _8__сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        ____сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Практикум

4.2. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

В контексте проблем, связанных с обучением химии в российской школе на данном этапе, владение инновационными технологиями – это важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности учителя химии.  Учитывая значение металлов в жизнеобеспечении человеческого сообщества, знания и умения выпускников общеобразовательных учреждений в области химии металлов являются одной из весомых основ их химической компетентности. Цель освоения модуля студентами педагогических вузов заключается в содействии становлению их профессионально-педагогической компетентности, проявляющейся в умениях организации изучения химии металлов с использованием инновационных технологий и методов, в частности информационно-коммуникационных технологий, методов графического «свертывания» информации. В соответствии с целью задачами изучения модуля являются:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

-  развитие элементов коммуникативной компетентности посредством использования групповых методов организации работы студентов в процессе освоения содержания модуля, использования такого метода оценивания и контроля как защита портфолио;

-  развитие элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в самостоятельной деятельности по поиску и анализу необходимой информации из различных информационных источников, в том числе сети Internet.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей: 

-  развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении использовать в будущей профессиональной деятельности инновационных образовательных технологий и методов: ИКТ, методов графического «свертывания» информации, методов проблемного обучения;

-  развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся  в умении поиска, анализа и отбора ЦОР по химии;

-  инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

-  актуализация и систематизация знаний студентов, полученных в  курсах общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии металлов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий и методов;

-  формирование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения химии металлов;

-  развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере химии металлов;

-  формирование умений разработки логико-смысловых моделей (ЛСМ), «Фишбоун» в организации изучения химии металлов;

-  формирование умений построения уроков по химии металлов с использованием ЦОР и ЛМС, «Фишбоун»;

-  мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения химии металлов.

Инновационность модуля проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода, в использовании в организации его освоения студентами модернизированных организационных форм обучения (компьютеризированная лекция, компьютерный практикум), таких инновационных методов контроля и оценивания как компьютерное тестирование, защита электронных презентаций методических рекомендаций к урокам, защита портфолио.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

Актуализация понятий «металл», «металлическая кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «восстановитель» и др. Актуализация знаний о распространении и роли металлов в природе, их физических и химических свойствах, областях использования.

Сформированность умений дидактической оценки ЦОР по химии металлов.

Сформированность умений построения ЛСМ, «Фишбоун» на материале, связанном с химией металлов.

Сформированность умений построения урока по химии металлов на основе ЦОР с использованием методов ЛСМ, «Фишбоун».

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

Очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

В год

Лекции

2

2

 

 

 

Практические занятия

10

10

 

 

 

Самостоятельная работа

12

12

 

 

 

        

В контексте кредитно-модульной структуры обучения целесообразно включение содержания модуля в модуль «Формирование и развитие системы понятий «Химический элемент» дисциплины «Теория и методика обучения химии».

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

         4.1. Лекции.

4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Проектирование урока химии с использованием ЦОР и методов графического «свертывания» информации

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

          4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

Очно-заочная

заочная

1.

Логико-смысловые модели в изучении химии металлов

1

2

 

 

2.

Анализ ЦОР по темам, связанным с химией металлов, в наборах ЦОР, а также на дисках, представленных НФПК

1

2

 

 

3.

 Анализ ЦОР и методических рекомендаций по организации изучения химии металлов, имеющихся в сети Internet

1

2

 

 

4.

Разработка фрагментов уроков различного типа по темам, связанным с химией металлов, с использованием инновационных методов и технологий

1

2

 

 

5.

Защита портфолио

1

2

 

 

 

Всего

 

10

 

 

 

4.2.2. Самостоятельная работа

Темы для разработки методических рекомендаций к урокам с использованием ЦОР на дисках, предлагаемых НФПК, ЦОР сети Internet:

«Строения атомов металлов и их положение в Периодической системе Д.И.Менделеева»

«Общие свойства металлов. Металлическая связь»

«Щелочные металлы»

«Щелочноземельные металлы»

«Алюминий и его свойства»

«Применение алюминия и его сплавов»

«Железо и его соединения»

«Применение железа и его сплавов»

«Черная металлургия»

«Цветные металлы»

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Содержание лекционного материала

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Введение

2.     Характеристика состава наборов ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО

3.     Проектирование урока химии с использованием методов графического «свертывания» информации на основе ЦОР

На начальном этапе лекции актуализируется материал, связанный с использованием инновационных технологий для решения проблем обучения химии в школе. Основными направлениями решения проблем организации изучения химии металлов являются:

– повышение уровня индивидуализации и интенсификации обучения в рамках урока посредством использования ЦОР, использования методов графического «свертывания» информации и др.; 

– расширение и углубление знаний и умений учащихся посредством внедрения в традиционное обучение методов, технологий проблемного обучения, например модернизированного метода проектов.

Оба направления должны решать проблему мотивации учащихся к изучению химии металлов и химии в целом.

Далее характеризуются объекты, которые составляют наборы ЦОР, разработанные в рамках проекта ИСО и анализируются методические рекомендации к урокам на основе ЦОР и методов графического «свертывания» информации.

6. Литература (основная и дополнительная)

6.1. Основная.

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.

2. Ахметов Н.С. Общая и органическая химия. Учеб. для вузов. – 3-е изд. – М:Высш.шк., 1998. – 743 с.                    

3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 10-е издание, перераб. – М.: Дрофа, 2005. – 266с.

4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

5. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. «Химия. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Астрель, 2005. – 174 с.

6. Гузей Л. С. и др. Химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 304с

7. Габриелян О.С. Химия. 11 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

8. Беликова М.Ю. В царстве рыжего дьявола. Сценарий урока по теме «Коррозия металлов» //Химия в школе. Беликова М.Ю.- 2002, №3.- С.30

9. Сергеева Е.П. Я иду на урок. Театрализованный урок «Москву прославили металлы…» //Химия. Приложение к «Первое сентября». – 1997, №23. – С.6

10. Тигаева З.И. Обобщающие уроки по теме «Металлы» в форме игры // Химия в школе. - 2005, №8.- С.12

11. Новошинский И.Н. Железо и его соединения // Химия в школе.- 2006, №3.- С.35.

12. Шинкаренко Л.Я. Ролевая игра по теме «Технологические принципы бескоксовой металлургии» // Химия в школе. - 1999, №7.- С.46

13. Аранская О.С. Урок – деловая игра «Производство чугуна» //Химия в школе:- 2002, №10.- С.34

6.2. Дополнительная.

1.           Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Гумани. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 384 c.

2. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, 2002

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. С-Пб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

4.Педагогические технологии. Под ред. В.С, Кукушкина. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей – Ростов/нД.: Изд. центр Март, 2002 – 380с.

5.Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. Монография – СПб.: КАРО, 2002. – 204с.

6. Безрукова Н.П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.

7.Сычев А.П.,Фадеев Г.Н. Химия металлов// М.: Просвещение, 1974.– 160 с.

8. Сычев А.П., Фадеев Г.Н. Мир металлов и сплавов // М.: Просвещение, 1977. – 191 с.

9. Шерстобаева О.Б. Мир металлов глазами химика, физика и биолога //Химия в школе. - 2004, №2.- С.18

10. Сычева Т.В. Программа элективного курса «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» // Химия в школе. - 2004, №6.- С.41

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

Пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1.

Методические рекомендации по использованию коллекции ЦОР «Химия», 8 класс к методическому комплекту О.С.Габриеляна

Схемы – ЛСМ

Электронный

 

Используемые ЦОР

№ п/п

Наименование ЦОР, автор,  класс

Фирма-разработчик

 

1.

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»,

2.

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон"

3.

Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

4.

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

МарГТУ

5.

Открытая Химия 2.6

ООО «Физикон»

6.

Система организации и поддержки образовательного процесса

ЗАО «1С»

7.

Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс

ООО «ДРОФА»

8.

Набор ЦОР к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Компьютерное тестирование.

Защита портфолио, включающего анализ ЦОР по выбранной теме, имеющихся на дисках и в наборах ЦОР, представленных НФПК; анализ ЦОР сети Internet; методические рекомендации к уроку на основе ЦОР и методов графического «свертывания» информации.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

На основе разработанных учебно-методических материалов информационно-коммуникационные технологии в  организации изучения модуля целесообразно использовать на всех стадиях обучения: при организации практических занятий, в рамках самостоятельной работы, а также для реализации самоконтроля и контроля сформированности знаний, умений, элементов профессионально-педагогической компетентности.

Характерной особенностью методики преподавания модуля является направленность на усиление информационно-деятельностного аспекта обучения.  

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью», квалификация  «Учитель химии».

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 2007/2008 учебный год.

Протокол №  4/2  от «  3  » октября 2007г.

 

Заведующий кафедрой ___________________                            Андюсев Б.Е.

подпись                                            фамилия, инициалы

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика обучения химии в школе

Г.М.Чернобельская

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

2. Общая и органическая химия

Ахметов Н.С.

Учебник для вузов

М: Высш.шк., 1998. – 743 с.

3. Химия. 8 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.:Дрофа, 2005. – 266 с.

4. Химия. 9 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.:Дрофа, 2004. – 208 с.

5. Химия. 11 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

6. Химия. 9 класс

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений

М.: Астрель, 2005. – 174 с.

7. В царстве рыжего дьявола

Беликова М.Ю.

Сценарий урока по теме «Коррозия металлов»

Химия в школе: 2002, №3.- С.30

8. Я иду на урок. Театрализованный урок «Москву прославили металлы…»

Сергеева Е.П.

Статья

Химия. Приложение к «Первое сентября». – 1997, №23. – С.6

9. Химия 8 класс

Гузей Л. С.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений.

М.: Дрофа, 1995. – 304с

10. Обобщающие уроки по теме «Металлы» в форме игры

Тигаева З.И.

Статья

Химия в школе: 2005, №8.- С.12

11. Железо и его соединения

Новошинский И.Н.

Статья

Химия в школе: 2006, №3.- С.35

12. Ролевая игра по теме «Технологические принципы бескоксовой металлургии»

Шинкаренко Л.Я.

Статья

Химия в школе: 1999, №7.- С.46

13. Урок – деловая игра «Производство чугуна»

Аранская О.С.

Статья

Химия в школе: 2002, №10.- С.34

Дополнительная литература

1.Методика обучения химии

О.С.Зайцев

Учебник для вузов

М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 384 с.

2. Химия металлов

Сычев А.П.,

Фадеев Г.Н.

 

М.: Просвещение,1974.–160 с.

3. Мир металлов и сплавов

Сычев А.П.,

Фадеев Г.Н.

 

М.: Просвещение,1977.–191 с.

4. Критическое мышление: технология развития.

 

Загашев И. О.,

Заир-Бек С. И.

На правах монографии

С-Пб.:Издатель-ство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с..

5. Мир металлов глазами химика, физика и биолога

Шерстобаева О.Б.

Статья

Химия в школе: 2004, №2.- С.18

6. Программа элективного курса «Металлы в окружающей среде и здоровье человека»

Сычева Т.В.

Статья

Химия в школе: 2004, №6.- С.41

7. Педагогические технологии

Под ред. В.С. Кукушкина

Учеб. пособие для студентов. педагог. специальностей

Ростов/нД.: Изд. центр Март, 2002 – 380 с.

8. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика

Штейнберг В. Э.

Монография

М.: Народное образование, 2002.

9. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе

Безрукова Н.П.

Монография

Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.

10. Обучение химии. Психолого-методический подход

Титова И.М.

Монография

СПб.: КАРО, 2002. – 204с.