ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра современных технологий обучения

 

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «ЦОР в изучении химии металлов» ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью

(код ОКСО)                           (наименование)

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Логико-смысловые модели в изучении химии металлов

Продолжительность   2  часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений разработки ЛСМ, «Фишбоун» с использованием ЦОР по химии металлов, умений проектирования уроков по химии металлов с использованием графического «свертывания» информации, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Периодическая система Д.И.Менделеева

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

А. Методические рекомендации к уроку «Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов», 11 класс

Дидактические цели:

продолжить развитие элементов информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных, в том числе компьютерных, информационных источников для решения учебных задач;

  продолжить развитие элементов химической компетентности, проявляющейся в умениях прогнозирования областей применения химических веществ на основе их физических свойств и химических свойств.  

Методические задачи урока:

повторение особенности строения атомов металлов и металлической химической связи;

развитие умений выявления взаимосвязи «состав-свойства-применение» на примере  физических свойств и областей применения металлов.

Оборудование и дидактический материал:

компьютерный класс,

видеопроектор;

система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО, ELSP/A2/C013-06), ЗАО «1С»;

набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО,  ELSP/A2/Gr/001_002-03/20/06), ДРОФА;

периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Ход  урока:

I этап - ориентировочно - мотивационный (5  мин.)

Для мотивации учащихся в начале урока можно задать следующий вопрос: известно, что алюминиевая посуда в течение многих лет широко использовалась человеком. Однако сейчас в СМИ появляется информация о том, что готовить пищу в алюминиевой посуде опасно. Насколько правомерны такие утверждения?

Учитель сообщает тему, задачи урока, его план и перечисляет основные понятия, которые должны актуализировать/усвоить учащиеся, и предлагает ответить на вопросы:

Чем обусловлено деление химических элементов на металлы и неметаллы?

– Каковы особенности строения атомов металлов?

II этап – операционно-исполнительский (30 мин)

1. Актуализация знаний реализуется посредством использования ЛСМ «Химический элемент». 

Для актуализации знаний, связанных с положением металлов в Периодической системе химических элементов учитель выводит на экран  ЦОР «Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева» (анимация), и в режиме полилога: учитель – учащиеся рассматриваются особенности строения металлов по ЛМС «Химический элемент».

Для тренинга учащимся предлагается выполнить ЦОР «Особенности строения атомов металлов» (интерактивный модуль), ЦОР «Составление электронных схем строения атомов химических элементов-металлов» (интерактивный модуль).

2.Для установления взаимосвязи физических свойств и областей применения металлов учащимся предлагается заполнение схемы «Фишбоун».

 

Левую часть схемы (физические свойства) учащиеся заполняют в процессе демонстрации учителем ЦОР:

1) агрегатное состояние: ЦОР  «Физические свойства металлов: агрегатное состояние при обычных условиях» (изображение);

2) блеск: ЦОР «Образцы некоторых металлов» (изображение);

3) цвет: ЦОР «Образцы некоторых металлов» (изображение), ЦОР  «Драгоценные металлы» (изображение);

4) твердость: ЦОР «Физические свойства металлов» (изображение);

5) электропроводность: ЦОР  «Физические свойства металлов: электропроводность» (анимация);

6) теплопроводность;

7) пластичность: ЦОР  «Физические свойства металлов: пластичность» (анимация);

8) температура плавления: ЦОР  «Температуры плавления некоторых веществ» (текст);

9) плотность: ЦОР  «Плотность некоторых металлов» (текст);

10) звон.

Правую часть схемы (применение) учащиеся заполняют самостоятельно, работая с ЦОР «Взаимосвязь: агрегатное состояние металлов – применение металлов» (изображение), ЦОР «Взаимосвязь температуры плавления металлов  и их применения» (изображение), ЦОР «Взаимосвязь твердости металлов и их применения» (изображение), ЦОР «Взаимосвязь: теплопроводности металлов и их применения» (изображение), ЦОР «Взаимосвязь: электропроводность металлов и их применение» (изображение).

Подводя итог, учитель задает вопрос «Чем обусловлены общие физические свойства металлов?» и демонстрирует ЦОР  «Металлическая химическая связь» (анимация). Делается вывод о том, что общие физические свойства металлов определяются металлической связью и  металлической кристаллической решеткой.

III этап – рефлексивно-оценочный (10 мин).

Учащимся предлагается оценить свои знания посредством работы с  ЦОР «Общие физические свойства металлов» (интерактивный модуль), ЦОР «Установление взаимосвязи свойств металлов с их применением» (интерактивный модуль).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить ЛСМ двух химических элементов.

Б. Методические рекомендации к уроку «Химические свойства металлов», 11 класс

Дидактические цели:

развитие информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения информации из различных информационных источников, умениях синтеза и анализа собранной информации.

продолжение формирования химической грамотности.

Методические задачи:

актуализация понятий:  «кристаллическая решетка», «металлическая связь», «окислительно-восстановительная реакция», «окислитель», «восстановитель»;

обобщение знаний об окислительно-восстановительных процессах;

актуализация знаний об электрохимическом ряде напряжений металлов; 

обеспечение условий для самостоятельного  усвоения учащимися знаний о химических свойствах металлов.

Оборудование и дидактический материал:

компьютерный класс;

видеопроектор;

система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО, ELSP/A2/C013-06), ЗАО «1С»;

- набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО,  ELSP/A2/Gr/001_002-03/20/06), ДРОФА;

электрохимический ряд напряжения металлов;

ЛСМ «Химические свойства металлов»:

 

 

 

Раздаточный материал:

а) карточки с химическими символами металлов;

б) шаблон «Химические свойства металла»

 

Химические свойства металла ______

 

 

Условия протекания реакции

Продукты реакции

Уравнение химической реакции

Взаимодействие с кислородом воздуха

 

 

 

Взаимодействие с водой

 

 

 

Взаимодействие с кислотами

 

 

 

 

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап. (8 минут)

Актуализация знаний по  вопросам:

- Каковы особенности строения атомов металлов?

- Что такое «металлическая кристаллическая решетка»?

- Каковы особенности металлической связи?

- Чем обусловлены способности веществ к окислению и восстановлению?

2. Операционно-исполнительский этап. (25 минут)

Учащимся раздаются карточки с химическими символами элементов металлов и предлагается изучить ЦОР (ЭИ «Система организации и поддержки образовательного процесса»/Поурочное планирование к электронному учебнику: Химия, 8-11классы/химические свойства металлов) и заполнить шаблон для того металла, который указан на карточке.

По окончании работы с ЦОР заполняется ЛСМ: учащиеся прикрепляют свои карточки (магнитом, кнопками и т.п.) с изображением символа химического элемента  в соответствующую зону схемы.

Затем им  предлагается по желанию выявить и озвучить  (используя ЛСМ) зависимость между химическими свойствами металлов от их положением в электрохимическом ряду напряжения.

3. Этап – рефлексивно-оценочный (7 мин.)

         Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки.

 

В. Анализ методических рекомендаций

критерии анализа

позиция учителя

позиция ученика

Структурированность урока

(наличие и качество этапов урока)

 

 

Содержание урока

(научность, доступность, систематичность и последовательность)

 

 

ЦОР

(эргономичность, интерактивность, полнота охвата)

 

 

ЛСМ

(содержательность, логичность, доступность, целесообразность)

 

 

Общие выводы об эффективности урока

 

 

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1 Компьютерный тест «Химия металлов»

Входной контроль

Тест создан в среде «ToolBook»

Тест включает 16 заданий

2. Набор ЦОР к учебникам «Химия», (8-11 классы), авторы - О.С. Габриелян и др. (Разработка проекта ИСО)

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ООО «Дрофа»

 

3. Набор ЦОР к учебникам «Химия 8-9-классы», автор - Р.Г. Иванова (Разработка проекта ИСО)

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

4. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

5. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ООО "Физикон"

 

6. Интегрированное межпредметное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ООО "Физикон"

 

7. Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

МарГТУ

 

8. Открытая Химия 2.6

Развитие умений организации построения ЛСМ на основе ЦОР, умений проектирования урока по химии металлов с применением ЛСМ и ЦОР

ООО «Физикон»

 

4.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студенты готовятся к самоконтролю на основе компьютерного теста по химии металлов, используя литературу к модулю. Актуализируют знания по материалам лекции о методе «ЛСМ».

6. Компьютерный тест для самоконтроля по теме занятия.

Тест входного контроля «Химия металлов».

7. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Начальный этап занятия – компьютерное тестирование – занимает 10-15 минут.

На начальном этапе студентам предлагается проанализировать методические рекомендации, в которых используется метод графического свертывания информации (см. п. А, Б Перечня образцов раздаточного материала). Студенты индивидуально работают за компьютерами с вышеуказанными методическими рекомендациями к урокам, при этом им ставится задача – с одной стороны, оценить состояние ученика, работающего на уроке, а с другой – целесообразность использования ЦОР, ЛСМ. По результатам анализа студенты заполняют таблицу (см. п. В Перечня образцов раздаточного материала).

По окончании работы с методическими рекомендациями студентам предлагается высказать свое мнение о такой организации изучения материала на уроках химии. Студенты сообщают сделанные в ходе работы выводы и обсуждают их в режиме дискуссии.

На втором этапе занятия студенты самостоятельно работают с предложенными наборами ЦОР и дисками. Студентам необходимо разработать собственные логико-смысловые модели по теме «Металлы», причем выбранные ЦОР должны быть содержательной основой ЛСМ.

Разработанные ЛСМ демонстрируются группе, при этом студентам необходимо назвать тему урока, на котором предполагается ее использование, этап урока и алгоритм работы с ЛСМ. В режиме дискуссии студенты обсуждают разработанные ЛСМ, выявляют их положительные и отрицательные стороны, высказывают  мнения о возможностях их использования на различных этапах уроков, при необходимости вносят дополнения и изменения.

На завершающем этапе студенты делают общие выводы о целесообразности использования ЛСМ на уроках химии в школе.

В качестве домашнего задание студентам предлагается актуализировать знания по оценки дидактических качеств ЦОР, используя литературу к модулю и раздаточный материал к занятию №2 «Оценка дидактических качеств ЦОР»; выбрать тему для разработки собственных методических рекомендаций к уроку.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Анализ ЦОР по темам, связанным с химией металлов, в наборах ЦОР, а также на дисках, представленных НФПК

Продолжительность   2  часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений постановки методической задачи «Организация изучения химии на основе ЦОР» и проектирования ее решения, соответствующих уровню базовых компетентностей.

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по химии металлов, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Периодическая система Д.И.Менделеева

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Таблица «Оценка дидактических качеств ЦОР» (см. ниже).

 

Оценка дидактических качеств ЦОР

Название

Содержание

Представление

информации

Область

применения

Эргономичность

Техническое

сопровождение

Научность

Доступность

Полнота охвата

Межпредметные связи

Мультимедийность

Наличие орфогра-фических ошибок

Логика и доступность изложения

Проблемность изложения

Наличие и качество тестовых заданий

Адресность

Виды деятельности

Информационные шумы

Дизайн, размер шрифта, контрастность, цвет

Оценка удобности  иинрерфейса

Работа гиперссылок

Наличие регистрации пользователя

Статическая  графика

Динамическая графика

Видеофрагменты

БЭНП «Химия 8-11 кл.», ООО «Кирилл и Мефодий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭИ «Химия» для подготовки к ЕГЭ,

ООО «Физикон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытая химия 2.6, ООО «Физикон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМЭИ по естественнона-учному циклу (биология, хи-мия, экология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭИ «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», МарГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор ЦОР к УМК Габриеляна О.С., 8-11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор ЦОР к учебнику «Химия» для 8-9-классов, Р.Г. Ивановой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

2. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

3. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Развитие умений оценки ЦОР,

выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

4. Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

 

Развитие умений оценки ЦОР,

выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

МарГТУ

 

5. Открытая Химия 2.6

 

Развитие умений оценки ЦОР,

выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ООО «Физикон»

 

6. Набор ЦОР к учебникам «Химия 8-9-классы», автор - Р.Г. Иванова (Разработка проекта ИСО)

Развитие умений оценки ЦОР,

выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

7. Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

Развитие умений оценки ЦОР,

выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

ООО «Дрофа»

 

5.     Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам необходимо актуализировать знания по оценки дидактических качеств ЦОР, используя литературу к модулю и раздаточный материал к занятию №2 «Оценка дидактических качеств ЦОР»; выбрать тему для разработки собственных методических рекомендаций к уроку.

6.     Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На начальном этапе занятия следует обсудить критерии и параметры критериев, в соответствии с которыми рекомендуется оценивать дидактические качества ЦОР по химии.

Далее преподаватель, используя видеопроектор, дает рекомендации по загрузке и интерфейсу ЦОР (см. Перечень и краткое писание программных средств). Студенты осваивают алгоритмы работы с ЦОР на дисках, знакомятся с интерфейсом.

Затем студенты в индивидуальном режиме работают с ЦОР, связанными с химией металлов. В ходе работы студенты анализируют и оценивают ЦОР, заполняют таблицу (см. Перечень образцов раздаточного материала), делают общие выводы. Оценивание ЦОР проводится по пятибалльной шкале. При необходимости студенты делают пометки и примечания для обоснования поставленной оценки. Преподаватель выступает на занятии в роли консультанта.

Далее в режиме дискуссии студенты обсуждают полученные результаты отдельно по каждому из предложенных наборов ЦОР или дисков по вопросам:

-       Какие из предложенных дисков наиболее эффективны для организации изучения химии металлов? И почему?

-       Какие из ЦОР менее эффективны? Почему? Каким образом, возможно, повысить их эффективность?

-       Каковы общие выводы об их дидактических качествах применительно к обучению химии металлов?

На завершающем этапе студентам предлагается выбрать ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций; составить их краткий обзор и оформить его в электронном виде. Обзор представляет собой анализ дидактических качеств ЦОР согласно предложенным критериям (см. Перечень образцов раздаточного материала) и оформляется в произвольной форме. Этот обзор станет частью портфолио студента.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется актуализировать знания о работе с поисковыми системами сети Internet; выбрать тему для разработки методических рекомендаций, подобрать материалы на печатной основе, необходимые для урока.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Анализ ЦОР и методических рекомендаций по организации изучения химии металлов, имеющихся в сети Internet

Продолжительность   2  часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений поиска, анализа информации, в том числе из компьютерных сетей, соответствующих уровню ключевых компетентностей. 

Развитие умений проектирования уроков химии с применением информационно-коммуникационных технологий, модернизированного метода проектов, игровых технологий на примере химии металлов, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Периодическая система Д.И.Менделеева

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Таблица «Оценка дидактических качеств ЦОР».

4.     Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Примеры сайтов

Адрес

Назначение

Характеристики

Примечание

http://chem.km.ru

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Занимательная химия, все о металлах.

 

http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/

rus/chemy.html

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Текстовые и графические материалы.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23571/?interface=themcol

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Металлы побочных подгрупп; хром; 4 видеоопыта.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23572/?interface=themcol

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Металлы побочных подгрупп; железо; 7 видеоопытов.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23568/?interface=themcol

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Общие свойства металлов; 8 видеоопытов

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23569/?interface=themcol

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Щелочные и щелочноземельные металлы; 6 видеоопытов.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23570/?interface=themcol

Развитие умений оценки ЦОР, выбор ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций

Алюминий; 7 видеоопытов.

 

http://www.letopisi.ru

Развитие умений организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения химии.

Рекомендации к организации проектной деятельности учащихся по теме «Металлы».

 

5.Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студентам рекомендуется актуализировать знания о работе с поисковыми системами сети Internet; выбрать тему для разработки методических рекомендаций, подобрать материалы на печатной основе, необходимые для урока.

6. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На начальном этапе занятия следует актуализировать знания и умения студентов по работе с поисковыми системами сети Internet, познакомить их с приемами работы с Коллекцией ЦОР на сайте informika.ru.

Затем студенты в индивидуальном режиме работают в сети Internet, ищут и анализируют ЦОР по химии метолов на предложенных сайта (см. Перечень и краткое писание программных средств).

Далее в группе проводится дискуссия по вопросам целесообразности работы учащихся в сети Internet на уроках химии в школе:

-       эргономичность интерфейса сайтов;

-       дидактические качества найденных ЦОР;

-       затраты времени на работу в сети Internet;

-       методы и приемы включения работы с Internet в школьные уроки химии.

На завершающем этапе студенты ищут в сети Internet ЦОР для разработки собственных методических рекомендаций по выбранной теме, составляют их краткий обзор и оформляют его в электронном виде. Обзор представляет собой анализ дидактических качеств ЦОР согласно предложенным критериям (см. Перечень образцов раздаточного материала к занятию №2), оформляется в произвольной форме. Этот обзор станет частью портфолио студента.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуется найти и проработать статьи из журналов «Химия в школе», «Химия: методика преподавания» и др., посвященные инновационным методикам изучения химии металлов. Продолжить разработку методических рекомендаций к уроку по химии металлов.

Список рекомендуемой литературы:

·     Беликова М.Ю. В царстве рыжего дьявола. Сценарий урока по теме «Коррозия металлов» //Химия в школе. Беликова М.Ю.- 2002, №3.- С.30

·     Сергеева Е.П. Я иду на урок. Театрализованный урок «Москву прославили металлы…» //Химия. Приложение к «Первое сентября». – 1997, №23. – С.6

·     Тигаева З.И. Обобщающие уроки по теме «Металлы» в форме игры // Химия в школе. - 2005, №8.- С.12

·     Новошинский И.Н. Железо и его соединения // Химия в школе.- 2006, №3.- С.35.

·     Шинкаренко Л.Я. Ролевая игра по теме «Технологические принципы бескоксовой металлургии» // Химия в школе. - 1999, №7.- С.46

·     Аранская О.С. Урок – деловая игра «Производство чугуна» //Химия в школе:- 2002, №10.- С.34

·     Сычев А.П.,Фадеев Г.Н. Химия металлов// М.: Просвещение, 1974.– 160 с.

·     Сычев А.П., Фадеев Г.Н. Мир металлов и сплавов // М.: Просвещение, 1977. – 191 с.

·     Шерстобаева О.Б. Мир металлов глазами химика, физика и биолога //Химия в школе. - 2004, №2.- С.18

·     Сычева Т.В. Программа элективного курса «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» // Химия в школе. - 2004, №6.- С.41

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Разработка фрагментов уроков различного типа по темам, связанным с химией металлов, с использованием инновационных

методов и технологий

Продолжительность   2  часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений работы в микрогруппах, умений постановки методической задачи – разработки урока химии с применением инновационных технологий и проектирования ее решения, соответствующих уровню базовых компетентностей.

Развитие умений проектирования уроков химии с применением информационно-коммуникационных технологий, модернизированного метода проектов на примере химии металлов, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Периодическая система Д.И.Менделеева

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

А. Критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к уроку.

 

Критерии оценивания

Параметры критерия

Макси-маль-ный балл

Оценка

группы

Оценка преподавателя

Целеполагание

Грамотность формулирования дидактических целей

Грамотность формулирования методических задач

3

3

 

 

Обоснование выбора ЦОР

Знание критериев оценки дидактических качеств ЦОР

Грамотное применение критериев оценки для выбора ЦОР

 

3

 

6

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Наличие разноуровневых заданий для работы с ЦОР и их качество

Грамотность формулировок вопросов для фронтальной беседы 

9

 

6

 

 

Проектирова-ние хода урока

Наличие и качество ориентировочно-мотивационного этапа

Учет норм СанПина по непрерывной работе учащихся за компьютером

Наличие условий для реализации личностно-ориентированного обучения на операционно-исполнительском этапе

Наличие и качество рефлексивно-оценочного этапа

6

 

6

 

6

6

 

6

 

 

Качество презентации

(технический аспект)

Грамотный вывод текстовой информации

Использование графической информации, содержательно связанной с излагаемым материалом

Отсутствие информационных шумов

Уместное использование анимационных эффектов

Структурирование презентации с помощью гиперссылок

3

 

3

3

3

 

3

 

 

Качество презентации

(выступление

студента)

Логичность изложения материала

Обоснованность эффективного достижения поставленных целей и задач

Наличие выводов

Уровень владения материалом, отражаемый в ответах на вопросы аудитории

3

 

3

3

 

6

 

 

Итоговая оценка презентации:

81-90 баллов –  методические рекомендации готовы к апробации в учебном процессе

72-80 баллов –  методические рекомендации требуют незначительной доработки

63- 79 баллов –  методические рекомендации требуют существенной доработки

Менее 63 баллов – необходима переработка методических рекомендаций  

Б. Критерии оценивания портфолио

Критерии оценивания

Показатели критерия

Оценка группы

Оценка преподавателя

Целеполагание

Грамотность формулирования целей

1  2  3

1  2  3

Содержательная полнота

 Наличие структурных компонентов, предусмотренных при освоении модуля

 

   2  4  6

 

2  4  6

Качество оформления портфолио

(технический аспект)

Грамотный вывод текстовой информации

Использование графической информации, содержательно связанной с излагаемым материалом

Отсутствие информационных шумов

Структурирование презентации портфолио с помощью гиперссылок

1  2  3

 

0  1  2  3

1  2  3

 

0  1  2

1  2  3

 

0  1  2  3

1  2  3

 

0  1  2

Качество презентации

(выступление

студента)

Логичность изложения материала

Обоснованность выводов

Уровень владения материалом, отражаемый в ответах на вопросы аудитории

  3  6  9

  3  6  9

  3  6  9

 

 3  6  9

 3  6  9

 3  6  9

 

Итого: (среднее арифметическое значение между оценкой группы и оценкой преподавателя)

 

 

Итоговая оценка портфолио:

41-46 баллов –  содержимое портфолио соответствует отличной отметке

36-40 баллов – содержимое портфолио соответствует отметке «хорошо»

31- 32 баллов –  необходима существенная доработка отдельных разделов содержимого портфолио

Менее 31 балла – необходима доработка содержимого всего портфолио.

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Разработка собственных методических рекомендаций

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

2. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Разработка собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

3. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Разработка собственных методических рекомендаций

ООО "Физикон"

 

4. Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

Разработка собственных методических рекомендаций

МарГТУ

 

5. Открытая Химия 2.6

Разработка собственных методических рекомендаций

ООО «Физикон»

 

6 Набор ЦОР к учебникам «Химия 8-9-клас-сы», автор - Р.Г. Иванова (Разработка проекта ИСО)

Разработка собственных методических рекомендаций

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

7. Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

Разработка собственных методических рекомендаций

ООО «Дрофа»

 

8. Сайты сети Internet

(см. Практическое занятие №3)

Разработка собственных методических рекомендаций

 

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студентам рекомендуется найти и проработать статьи из журналов «Химия в школе», «Химия: методика преподавания» и др., посвященные инновационным методикам изучения химии металлов. Продолжить разработку методических рекомендаций к уроку по химии металлов.

Список рекомендуемой литературы:

·     Беликова М.Ю. В царстве рыжего дьявола. Сценарий урока по теме «Коррозия металлов» //Химия в школе. Беликова М.Ю.- 2002, №3.- С.30

·     Сергеева Е.П. Я иду на урок. Театрализованный урок «Москву прославили металлы…» //Химия. Приложение к «Первое сентября». – 1997, №23. – С.6

·     Тигаева З.И. Обобщающие уроки по теме «Металлы» в форме игры // Химия в школе. - 2005, №8.- С.12

·     Новошинский И.Н. Железо и его соединения // Химия в школе.- 2006, №3.- С.35.

·     Шинкаренко Л.Я. Ролевая игра по теме «Технологические принципы бескоксовой металлургии» // Химия в школе. - 1999, №7.- С.46

·     Аранская О.С. Урок – деловая игра «Производство чугуна» //Химия в школе:- 2002, №10.- С.34

·     Сычев А.П.,Фадеев Г.Н. Химия металлов// М.: Просвещение, 1974.– 160 с.

·     Сычев А.П., Фадеев Г.Н. Мир металлов и сплавов // М.: Просвещение, 1977. – 191 с.

·     Шерстобаева О.Б. Мир металлов глазами химика, физика и биолога //Химия в школе. - 2004, №2.- С.18

·     Сычева Т.В. Программа элективного курса «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» // Химия в школе. - 2004, №6.- С.41

6. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

В начале занятия следует обсудить со студентами критерии и показатели критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться разработанные ими методические рекомендации информации (см. п. А Перечня образцов раздаточного материала). Необходимо пояснить студентам, что оценка по конкретному показателю критерия проводится с использованием трехуровневой системы: «низкий уровень», «средний уровень», «высокий уровень». В зависимости от значимости показателя критерия уровню присваивается 1, 2 или 3 балла.

Далее следует актуализировать знания студентов об инновационных технологиях и методах:

- проектно-исследовательская технология;

- игровые технологии:

- информационно-коммуникационные технологии;

- обучение в сотрудничестве;

- проблемный метод.

Далее студентам предлагается разделиться на микро-группы и разработать конкретный этап урока по химии металлов с использованием инновационных технологий и методов. Предложенные разработки демонстрируются группе в игровой форме. Авторы выступают в роли учителя, аудитория – в роли класса. По окончании каждой демонстрации студенты анализируют предложенный материал с двух сторон: с позиции учителя и с позиции ученика. В ходе дискуссии студенты выявляют достоинства и недостатки предложенных разработок, а так же прогнозируют их результативность.

На заключительном этапе занятия следует обсудить со студентами критерии и показатели критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться разработанные ими портфолио информации (см. п. Б Перечня образцов раздаточного материала).

Студентам предлагается закончить разработку и оформить методические рекомендации в виде компьютерной презентации (например, в MS Power Point, в среде визуального конструирования Windows-приложений «DemoShiеld»), подготовиться к защите, опираясь на критерии оценивания презентаций, портфолио, а также подготовиться к итоговому тестированию.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Защита портфолио

Продолжительность   2  часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений защищать свою точку зрения в дискуссии, умений акцептировать позитивные замечания, развитие толерантности, соответствующих уровню ключевых компетентностей.

Развитие умений оценивания методических рекомендаций к уроку по химии на основе ЦОР, умений прогнозирования возможного результата обучения на основе предлагаемых методических рекомендаций, соответствующих уровню базовых компетентностей.

 Развитие умений оценивания методических рекомендаций к уроку по химии металлов на основе ЦОР, соответствующих уровню специальных компетентностей.

2. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Зачетный тест

Итоговый контроль

Тест создан в ToolBook Instructor

Тест включает 20 заданий

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Защита портфолио

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

3. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

Защита портфолио

ООО "Физикон"

 

4. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

Защита портфолио

ООО "Физикон"

 

5. Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

Защита портфолио

МарГТУ

 

6. Открытая Химия 2.5

Защита портфолио

ООО «Физикон»

 

7. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Химия» для 8-9-кл., Р.Г. Ивановой (Разработка проекта ИСО)

Защита портфолио

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

8. Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

Защита портфолио

ООО «Дрофа»

 

9. Сайты сети Internet

(см. Практическое занятие №3)

Защита портфолио

 

 

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

А. Критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к уроку (см. Практическое занятие №4).

Б. Критерии оценивания портфолио (см. Практическое занятие №4).

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам предлагается закончить разработку и оформить методические рекомендации в виде компьютерной презентации (например, в MS Power Point, в среде визуального конструирования Windows-приложений «DemoShiеld»), подготовиться к защите, опираясь на критерии оценивания презентаций, портфолио, а также подготовиться к итоговому тестированию.

5. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На начальном этапе занятия следует пояснить студентам, что цель защиты – всесторонний анализ представленных к защите портфолио с тем, чтобы разработчик по окончании курса смог максимально улучшить свою разработку. С целью развития прогностической компетентности (составляющая ключевых компетентностей) следует акцентировать внимание студентов на прогнозирование результата обучения в соответствии с защищаемыми материалами.

Организацию защиты проводится с использованием методики «черно-белого оппонирования», при этом задача «черного» оппонента заключается в выявлении слабых сторон защищаемых методических рекомендаций, задача «белого» оппонента – выявление сильных сторон. Группа выбирает ведущего, который организует обсуждение регламента (Например, 7 мин выделяет на выступление, 7 мин – ответы на вопросы). Ведущий представляет выступающих, назначает «черного» и «белого» оппонентов перед каждым выступлением, предоставляет время для вопросов аудитории, следит за регламентом. На заключительном этапе защиты конкретной работы ведущий  предоставляет слово «черному» и «белому» оппонентам (целесообразно использовать именно такую очередность) и предлагает в течение 2-3 минут выставить баллы по конкретным показателям.

По окончании защиты группа выбирает 2-3 человек для подсчета баллов. Баллы за конкретное выступление рассчитываются как среднее арифметическое между баллами, выставленными преподавателем и оценкой группой, в свою очередь оценка группы – это среднее арифметическое баллов, выставленных за презентацию каждым студентом группы.

Предлагаемая тактика оппонирования способствует, с одной стороны,  формированию умений находить положительные стороны в любом выступлении, давать позитивную оценку, а с другой – умений конструктивно критиковать отрицательные моменты защищаемых методических рекомендаций. Оценка портфолио по конкретному показателю критерия проводится студентами, совместно с преподавателем с использованием уровневой системы.

Завершающим этапом обучения является компьютерное тестирование (зачетный тест). Общая оценка деятельности студента складывается из количеств баллов, полученных на защите и результатов компьютерного тестирования.

                    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью

(код ОКСО)                           (наименование)

 

 

 

            Выполнение курсовой работы направлено на расширение и углубление знаний, умений как основы компетентностей различного уровня, сформированных в процессе освоения содержания обучения модуля.   

1. Учебные цели и задачи работы  

Содействие становлению профессионально-педагогической компетен-тности будущего учителя химии в области использования инновационных технологий в организации изучения химии металлов посредством решения следующих профессиональных задач:

профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в понимании значения и умений применения инноваций в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества;

профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности посредством продолжения формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности инновационных образовательных технологий и методов;

- организация собственной самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- систематизация и углубление знаний и умений, полученных в процессе освоения содержания модуля, направленные на повышение эффективности  решения методических задач организации изучения химии металлов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий;

- совершенствование системы знаний о значении и возможностях ЦОР, модернизированного метода проектов, игровых технологий, методов «графического «свертывания» информации и других  при организации изучения химии металлов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- дальнейшее развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- совершенствование умений проектирования уроков по химии металлов с использованием ЦОР, других вышеперечисленных инновационных технологий и методов.

 

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

Поисковый этап

Поиск и анализ информации по теме курсовой работы в периодической печати: журналы: «Химия в школе», «Химия: методика преподавания», Приложения к газете «1 сентября»; в сети Internet.

Анализ в соответствии с критериями оценивания дидактических качеств ЦОР и выбор ЦОР для курсовой работы.

Анализ методик, базирующихся на использовании инновационных технологий при организации изучении химии металлов.

Анализ сайтов сети Internet с точки зрения возможности использования их информации для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. 

Проектировочный этап

Формулирование целей и задач.

Анализ возможностей ИКТ, модернизированного метода проектов, игровых технологий, методов графического «свертывания» информации для достижения поставленных целей и задач.

Выделение разделов темы, подлежащей изучению, для организации обучения с использованием ЦОР, других инновационных технологий и методов.

Разработка учебно-методического комплекса для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Разработка учебно-методического обеспечения для проектирования методических рекомендаций к урокам на основе ЦОР.

Разработка методических рекомендаций по организации изучения темы на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий и методов.

Завершающий этап

Оформление разработанных методических рекомендаций в электронном виде.

3. Порядок оформления курсовой работы

Курсовая работа должна включать Введение (в конце которого приводятся цели и задачи работы), Литературный обзор (излагается и анализируется имеющийся опыт – 10-15 страниц), Методические рекомендации (разработанные автором курсовой работы – 5-10 страниц), Выводы, Библиографический список.  

4. Время и место консультаций назначается руководителем курсовой работы.

 5. Порядок подготовки и защиты работы

Курсовая работа защищается на курсовой конференции по дисциплине «Теория и методика обучения химии» и оценивается определенным количеством баллов в рамках кредитно-модульной системы.

6. Тематика курсовых работ

«Игровые технологии в организации изучения химии металлов»

«Методика изучения щелочных металлов с использованием ИКТ»

«Методика оптимизация изучения черной металлургии посредством использования ИКТ» 

«Методика организации изучения железа и его сплавов  с использованием инновационных технологий»

«Методика систематизации и обобщения материала по теме «Металлы» в 11 классе на основе ЦОР»

«Анализ ЦОР по химии металлов, имеющихся в сети Internet»

«Сравнительная характеристика ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, с позиций организации изучения химии металлов».

 

ТЕСТ по теме  «Химия металлов»

Задание 1.

Выберите ряд, в котором все перечисленные металлы образуют растворимые в воде основания:

а) K, Rb, Cs

б) Na, Mg, Al

в) Fe, Co, Ni

г) Zn, Cd, Hg

 

Задание 2.

Выберите свойство, характерное для всех без исключения металлов:

а) электрическая проводимость, увеличивающаяся с повышением температуры;

б) наличие от 1 до 4 валентных электронов;

в) твердое кристаллическое состояние при нормальных условиях.

г) при вступлении в химическую реакцию - проявление восстановительных свойств.                                                      +

 

Задание 3.

Металл с наибольшей плотностью – это ...

а) золото

б) никель

в) вольфрам

г) осмий

 

Задание 4.

Самый твердый металл - это...

___________ (хром)

 

Задание 5.

Укажите количество электронов на внешнем уровне в атомах следующих металлов:

а)  титан      (2)

б)  висмут   (5)

в)  медь       (1)

 

Задание 6.

Укажите пару металлов с самой высокой и самой низкой температурой плавления:

а) Li и Os

б) Fr и Pt

в) Hg и W

г) Ga и Ir

Задание 7.

Укажите символы элементов, согласно названиям образуемых ими соединений:

а) меркураты          (Hg)

б) перманганаты    (Mn)

в) купраты              (Cu)

 

Задание 8.

Укажите среди перечисленных металлов только те, которые не взаимодействуют с разбавленной соляной кислотой при нормальных условиях:

а) Cr                                   б) Pb

в) W                                   г) Ag

д) Hg                                  е) Sr

ж) Zn

 

 

Задание 9.

Укажите способ получения натрия.

а) металлотермия

б) электролиз расплавов солей

в) электролиз водных растворов солей

г) восстановление углем

 

Задание 10.

Выберите из предложенных металл с наибольшей восстановительной активностью:

а) Fe

б) Cu

в) Ca

г) Mg

д) Al

 

Задание 11.

Выберите из предложенных металл с наиболее высокой энергией ионизации:

а) Zn

б) Ni

в) Sc

г) Na

д) Ag

 

Задание 12.

Составьте из предложенных металлов ряд в порядке возрастания их электрохимических потенциалов:

 

K          Mg        Al          Zn         Pb          Cu         Au

 

Задание 13.

Укажите сплав, который послужил материалом для изготовления этих знаменитых предметов.

_________  (бронза)

 

 Данный сплав - это сплав…

 а) алюминия с медью и кремнием

 б) меди с цинком

 в) меди с оловом или алюминием

 г) железа с углеродом

 

Задание 14.

Укажите продукт химической реакции, идущей по схеме:

                            

а) гидроксид железа (III)

б) оксид железа (II)

в) гидроксид железа (II)

г) оксид железа (III)

 

Задание 15.

          Это один из самых легких металлов, он обладает высокой термической и коррозионной стойкостью.  За счет комплекса ценных свойств применяется в ракетостроении. Знаменитый обелиск "Покорителям космоса" около ВВЦ имеет обшивку из этого металла.

     Укажите этот металл:

  а) титан

  б) ванадий

  в) алюминий

  г) литий

 

Задание 16.

 При нормальных условиях с водой не реагирует:

а)  натрий

б)  кальций

в) калий

г) алюминий

 

 

КЛЮЧИ к заданиям (для проверяющего)

 

1. А                                                10. В

2. Г                                                11. Д

3. Г                                                12. К; Mg; Al; Zn; Pb;Cu;Au

4. Хром                                         13. Бронза;  В

5.  2; 5; 1                                       14. В

6. В                                                 15. А

7. Hg; Mn; Cu                                16. Г

8. Г; Д                                                 

9. Б    

 

Архивы тестовых заданий в электронном виде, допускающие автономный запуск

 

Заведующий кафедрой __________________________ Ф.И.О.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Информационно-коммуникационные технологии в организации изучения общих свойств металлов и металлической связи

2. Проектно-исследовательская технология в организации изучения металлов на примере темы «Железо, его соединения и сплавы»

3. Инновационные технологии в организации изучения химии металлов

4. Особенности использования игровых технологий при организации изучения производства металлов

 

 

 

ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью

код ОКСО                                         наименование

 

 

 

ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

Задание 1.

Укажите наиболее эффективные способы повышения индивидуализации обучения на уроке по химии металлов с применением ЦОР.

А). Дифференцированная работа с учащимися на основе использования ЦОР.

Б). Дополнительные задания для слабых учеников на основе использования ЦОР.

В). Прикрепление сильных учеников к слабым.

Г). Ориентировка при выборе ЦОР на среднего ученика.

    

Задание 2.

Дифференцированный подход в изучении химии металлов на основе ЦОР целесообразно реализовывать посредством:

а)  использования одинаковых заданий, которые выполняют все учащиеся;

б) использования разноуровневых заданий и предоставления учащимся возможности их  выбора;

в) фиксированного времени для изучения на основе ЦОР конкретного раздела темы;

г) использования методов графического «свертывания» информации.

 

Задание 3.

Мотивацию учащихся к изучению химии металлов можно формировать посредством акцента …

а)  на значение металлов в жизнеобеспечении человеческого сообщества;

б) на том, что простые вещества большей половины химических элементов являются металлами;

в) на исторических аспектах, связанных с химией металлов;

г) на необходимости изучения химии металлов

 

Задание 4.

Модернизированный метод проектов, основанный на интеграции ИКТ и классической проектно-исследовательской технологии, наиболее целесообразно использовать при организации изучения:

а) строения атомов металлов и их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

б) химических свойств металлов;

в) физических свойств металлов;

г) производства металлов;

д) металлической связи.

 

Задание 5.

Ролевые игры целесообразно использовать при организации изучения:

а) строения атомов металлов и их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

б) химических свойств металлов;

в) физических свойств металлов;

г) производства металлов.

 

Задание 6.

Выберите из перечисленных образовательные технологии, которые целесообразно использовать при организации изучения темы «Черная металлургия»:

а) информационно-коммуникационные технологии  

б) проектно-исследовательская технология

в) игровые технологии

г) традиционное обучение

 

Задание 7.

Выберите утверждение, которое соответствует вашей точке зрения.

При организации изучения тем, связанных с химией металлов, логико-смысловые модели использовать …

а)  целесообразно, поскольку они облегчают понимание и усвоение большого объема материала

б)  целесообразно, поскольку они способствуют формированию понимания связи между строением, свойствами и применением металлов и их соединений

в)  целесообразно, поскольку они способствуют развитию прогностических умений у учащихся

г)  нецелесообразно использовать, поскольку построение ЛСМ вызывает затруднения у учащихся

 

Задание 8.

Реализация принципа научности в организации изучения химии металлов с применением ЦОР проявляется:

а)  в обеспечении средствами ЦОР самостоятельных действий учащихся по освоению содержания темы;

б) в определении степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

в) в выборе ЦОР, обеспечивающем достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала ЦОР;

г) в необходимости учета чувственного восприятия информации с экрана компьютера.

 

Задание 9.

При организации изучения тем по химии металлов использование метода «Фишбоун» способствует:

а) развитию понимания зависимости между строением, свойствами и применением металлов и их соединений;

б) развитию прогностических способностей учащихся на основе цепочки «строение-свойства-применение»;

в) развитию механической памяти, проявляющейся в знании физических характеристик металлов;

 

Задание 10.

В контексте обеспечения самостоятельных действий учащихся по освоению содержания тем по химии металлов наиболее значимыми характеристиками ЦОР являются:

а)  удобный интерфейс;

б) интерактивность;

в) научность изложения материала;

г) учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, характерного для учащихся определенного возраста.

 

Задание 11.

Информационная функция учителя при организации урока по химии металлов на основе   ЦОР …

а)  ослабевает;

б) усиливается;

в) остается прежней;

г) меняется форма.

 

Задание 12.

Организационная деятельность учителя на уроке по химии металлов, построенном на основе ЦОР, характеризуется:

а) изменением способов взаимодействия между учителем и учащимся в процессе обучения;

б) изменением стиля педагогического общения;

в) изменением системы общих требований;

г) традиционными способами организации учебной деятельности.

 

Задание 13.

Укажите преимущества урока по химии металлов, построенного на основе ЦОР, по сравнению с традиционной организацией урока:

а)  повышение уровня индивидуализации обучения;

б)  сокращение времени, необходимого на усвоение материала;

в)  повышение объективности оценки деятельности учащегося;

г)  эффективная организация обратной связи в процессе обучения.

.

Задание 14.

Использование ЦОР при изучении химических свойств металлов

а)  целесообразно, потому что проведение опытов с металлами запрещено в школе;

б)  целесообразно, потому что способствует реализации принципа наглядности;

в)  целесообразно, потому что повышает мотивацию к изучению химии металлов;

г) нецелесообразно.

 

Задание 15.

При организации изучения химии металлов целесообразно 

а)  использовать ЦОР вместо выполнения практических работ

б)  сочетание выполнения практических работ с применением ЦОР

в)  использование ЦОР при изучении теоретического материала

г)  не использовать ЦОР

 

Задание 16.

При организации изучения химии металлов модернизированный метод проектов целесообразно использовать для:

а)  расширения и углубления знаний и умений учащихся

б)  повышения мотивации к изучению химии

в)  эффективного освоения необходимого минимума знаний и умений

г)  реализации контроля

 

Задание 17.

Показателями такого критерия оценки ЦОР по химии металлов, как эргономичность, является:

а)  доступность изложения материала;

б) информационные шумы;

в) научность;

г) дизайн, размер шрифта, контрастность, цвет.

 

Задание 18.

С точки зрения содержания важнейшими критериями оценки дидактических качеств ЦОР являются ... 

а)  доступность;

б)  интерактивность;

в)  отсутствие информационных шумов;

г) мультимедийность;

д) научность;

е) эргономичность.

Задание 19.

В контексте оценки содержания такой критерий оценки качества ЦОР, как доступность, реализуется посредством… 

а) соответствия содержания ЦОР содержанию школьного курса химии;

б) удобного интерфейса;

в) отсутствия информационных шумов;

г) учета особенностей восприятия информации с экрана монитора.

 

Задание 20.

В контексте критерия доступности на начальном этапе изучения химии металлов нецелесообразно использовать …

А.  БЭНП «Химия 8-11 классы»  OОО «Кирилл и Мефодий»

Б.  ЭИ «Химия» для подготовки к ЕГЭ ООО "Физикон"

В.  ЭИ по естественно-научному циклу (биология, химия, экология) ООО "Физикон"

Г.  ЭИ «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория» МарГТУ

Д. Открытая Химия 2.5 ООО «Физикон»

 

 

КЛЮЧИ к заданиям (для проверяющего)

1. А                        11. а

2. б                         12. а

3. а; б; в                 13. а; б; в; г

4. г                         14. б; в

5. г                         15. б; в

6. а; б; в                 16. а; б

7. а; б; в                 17. б; г

8. в                         18. а; д

9.  а; б                    19. а

10.а; б                    20. Б; Д

 

Архивы тестовых заданий в электронном виде, допускающие автономный запуск

 

 

 

 

 

 

Заведующий кафедрой __________