ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра  современных технологий обучения

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

 

«ЦОР в изучении химии металлов» 

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

в составе  дисциплины ГОС ВПО  ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

Специальность:    032300.00   -   Химия с дополнительной специальностью                                                                         

(код ОКСО, наименование)

 

Подпись:                                                                                                              





Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2007

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания модуля).

Возможности ЦОР для решения проблем, связанных с организацией изучения химии металлов.

Критерии оценки дидактических качеств ЦОР и умения их применять при выборе ЦОР по химии металлов.

Методы графического «свертывания» информации и их использование в организации обучения химии металлов.

2. Цели учебного модуля

Содействие становлению профессионально-педагогической компетентности будущего учителя химии в области использования инновационных технологий и методов в организации изучения химии металлов  

3. Задачи учебного модуля/курса

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

-        развитие элементов коммуникативной компетентности посредством использования групповых методов организации работы студентов в процессе освоения содержания модуля, использования такого метода оценивания и контроля как защита портфолио;

-        развитие элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в самостоятельной деятельности по поиску и анализу необходимой информации из различных информационных источников, в том числе сети Internet.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

-        развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении использовать в будущей профессиональной деятельности инновационных образовательных технологий и методов: ИКТ, методов графического «свертывания» информации, методов проблемного обучения;

-        развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся  в умении поиска, анализа и отбора ЦОР по химии;

-        инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

-        актуализация и систематизация знаний студентов, полученных в  курсах общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии металлов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий и методов;

-        формирование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения химии металлов;

-        развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере химии металлов;

-        формирование умений разработки логико-смысловых моделей (ЛСМ), «Фишбоун» в организации изучения химии металлов;

-        формирование умений построения уроков по химии металлов с использованием ЦОР и ЛМС, «Фишбоун»;

-        мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения химии металлов.

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Модуль непосредственно связан с содержанием обучения дисциплины «Общая и неорганическая химия». Учитывая, что химия металлов является одной из важнейших областей химии как науки, а также имеет огромное прикладное значение, модуль связан со всеми химическими дисциплинами ГОС ВПО по специальности «Химия», квалификация «Учитель химии».

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

-        сформированность элементов коммуникативной компетентности студентов, проявляющейся в умении сотрудничать в процессе освоения содержания модуля;

-        сформированность элементов информационной компетентности студентов, проявляющейся в умении самостоятельного поиска, анализа и использования информации из различных источников.

Задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

-        сформированность элементов информационной компетентности, проявляющейся в понимании роли и умении использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности обучения химии в будущей профессиональной деятельности;

-        организация самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе. 

Задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

-       актуализация понятий «металл», «металлическая кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «восстановитель» и др. Актуализация знаний о распространении и роли металлов в природе, их физических и химических свойствах, областях использования.

-       сформированность знаний и умений по теме, полученных в  курсе общей и неорганической химии, курсе теории и методики обучения химии, необходимых для решения методических задач организации изучения химии металлов на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ;

-       сформированность знаний о роли и возможностях ЦОР при организации изучения химии металлов;

-       сформированность умений оценки дидактических качеств ЦОР по химии металлов;

-       сформированность умений построения ЛСМ, «Фишбоун» на материале, связанном с химией металлов.

-       сформированность умений проектирования уроков химии металлов на основе интеграции традиционного обучения, ИКТ, методов графического «свертывания» информации.

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

В результате освоения содержания модуля студент должен

актуализировать свои знания о химии металлов, необходимые для проектирования уроков с использованием инновационных технологий, в частности ИКТ;

знать:

-        классификацию ЦОР по химии;

-        критерии оценки дидактических качеств ЦОР;

-        способы наиболее эффективного использования ИКТ и методов графического «свертывания» информации в организации изучения химии металлов.

уметь:

-        применять ИКТ и методы графического «свертывания» информации при проектировании уроков по химии металлов;

-        оценивать дидактические качества ЦОР по химии металлов с учетом специфики химии как науки;

-        проектировать уроки по изучению химии металлов с использованием  ЦОР, методов графического «свертывания» информации.

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·   рабочая программа  учебного модуля;

·   учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

лекция:  план-конспект лекции;

практические занятия: методические рекомендации к урокам по темам «Простые вещества металлы. Общие физические свойства металлов» и   «Химические свойства металлов», 11 класс;

литература.

·   методическое обеспечение самоконтроля знаний и умений студентов компьютерный тест «Химия металлов»

·   методическое обеспечение контроля знаний студентов:

компьютерный тест «Организация изучения химии металлов на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий»;

критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к   урокам;

критерии оценивания портфолио.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Заключается во включении в содержание модуля материала о возможностях ИКТ и логико-смысловых моделей (ЛСМ) в организации изучения химии металлов, классификации и дидактических качествах ЦОР по химии металлов.

Содержание обучения формируется на основе интеграции традиционного обучения и инновационных технологий, что проявляется в освоении новых способов деятельности в области обучения химии.

7.3.Инновационность по методам обучения

Заключается в использовании в качестве методов контроля и оценивания – защиту портфолио, компьютерного тестирования; использования таких методов графического представления информации как логико-смысловые схемы, «Фишбоун», групповых методов обучения, ИКТ.

7.4. Инновационность по формам обучения

Проявляется в применении модернизированных организационных форм обучения: практические занятия с использованием ИКТ, семинар-защита портфолио.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Заключается в использовании компьютерного класса, видеопроектора, интерактивной доски, сети Internet, ЦОР в образовательном процессе.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

Реализуется посредством включения компьютерных тестов, критериев оценки презентаций методических рекомендаций к урокам по химии металлов, как части учебно-методических материалов модуля, в Коллекцию ЦОР, разрабатываемых под эгидой НФПК.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Реализуется посредством включения содержания модуля в содержание модуля «Развитие понятия «химический элемент» дисциплины «Теория и методика обучения химии».

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

Безрукова Н.П., доктор педагогических наук, кандидат химических наук, профессор кафедры современных технологий обучения;

Льгова Р.А., методист Отдела ЦОР и педагогического проектирования;

Тимиргалиева Т.К., старший преподаватель кафедры информационных технологий обучения и математики.

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

1. Государственный образовательный стандарт по специальности 03230.00 «Химия с дополнительной специальностью», квалификация «Учитель химии».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.

3. Бордуков М.И., Адольф В.А., Кононенко И.Ю. и др. Концепция и программа измерения качества профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском государственном педагогическом университете. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 68 с.

4.     Бордуков М.И., Майер Р.А., Стеганцева Т.А. и др. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 36 с.