В.В. Матэ. Боголюбов за работой. 1880 - 1890-е гг.(?)

Василий Васильевич Матэ был самым талантливым из российских художников-граверов конца 19 - начала 20 века. Любимый ученик Л. А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ работал в технике гравюры на дереве и в офорте. Обладая врожденным трудолюбием, удивительной выносливостью и природным талантом, за свою жизнь он создал более пятисот ксилографий, около трехсот офортов, множество рисунков и несколько живописных работ.

Художественное образование Василий Васильевич получил сначала в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников (1870-1875), а затем в граверном классе Петербургской Академии художеств (1875-1880), под руководством Ф. И. Иордана. В качестве пенсионера Академии с 1880 по 1884 год Матэ совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.

В Париж начинающий гравер прибыл в1880 году по окончании Академии художеств. Стасов дал ему рекомендательное письмо к А.П. Боголюбову, стоявшему во главе колонии русских художников в Париже. Алексей Петрович в то время опекал выпускников-пенсионеров Императорской Академии художеств и всегда принимал живое непосредственное участие в жизни молодых коллег. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. Деятельный, общительный человек, Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром, местом постоянных встреч художников - Репина, Поленова, Харламова, Доливо-Добровольского, Беггрова, Виллие, Похитонова и др. Здесь часто бывали супруги Л. и П. Виардо, И.С. Тургенев, П.В.Анненков, А.К.Толстой, П.В.Жуковский. Боголюбов принял Матэ очень радушно и ввел его в русскую художественную среду. По окончании пенсионерства, Матэ вернулся в Россию, но не прекратил поддерживать дружеские отношения с Боголюбовым. Василий Васильевич неоднократно репродуцировал картины Алексея Петровича, выполнял его портреты в технике ксилографии и офорта. В гравюре "А.П. Боголюбов за работой", художник изображен в своей Парижской мастерской. Он одет в темный сюртук и жилет, белую рубашку, поверх воротника, которой повязан черный галстук. В правой руке у него - муштабель, в левой - палитра и кисти. С левой стороны, недалеко то художника расположен открытый резной шкафчик для красок. На мольберте - картина с видом Венеции. Этот город Алексей Петрович очень любил и не раз изображал на своих полотнах.

В этом портрете Боголюбов предстает перед зрителем в достаточно будничной, привычной обстановке. Кажется, Боголюбов только что прервал работу и ненадолго отвернулся от почти законченной картины на мольберте, чтобы посмотреть, кто зашел к нему в мастерскую.

Офорт исполнен в повествовательной манере. Художник ведет неторопливый разговор со зрителем, обстоятельно и подробно описывая все, что находится в мастерской. Для портретов В.В. Матэ характерна простая композиция, условный или нейтральный фон. Часто он сознательно упрощал композиционный строй оригинала для того, чтобы сконцентрировать все внимание на лице портретируемого. Здесь же, наоборот, гравер дает точное и подробное изображение интерьера мастерской, окружающих предметов. Такая тщательная проработка деталей помогает сделать портрет более конкретным и жизненно достоверным, помогает раскрыть внутренний мир известного человека. Атрибуты художника, знак Ордена Почетного легиона на лацкане сюртука придают картине элементы парадности и торжественности. Однако, главное для Матэ - это психологическая характеристика портретируемого. Алексей Петрович изображен серьезным и задумчивым. В его серьезном взгляде, строгом выражении лица читается ум и благородство, большой житейский и духовный опыт, сила воли и твердость характера. В портрете ощущается личная симпатия, глубокое уважение гравера к модели. Свободно владея офортной иглой, Матэ искусно воссоздает фактуру, мастерски лепит форму. Легкими перекрестными штрихами, переходящими в тончайшие при моделировке лица, он создает объемы бесконечно разнообразными оттенками черного и белого.

Высокое профессиональное мастерство сочетается здесь с глубиной психологической характеристики замечательного русского художника и общественно значимой личности. Этот портрет А.П. Боголюбова можно причислить к лучшим работам В.В. Матэ в технике офорта.

Начиная с простого репродуцирования рисунков и картин известных художников, Матэ в своих лучших работах достигает высочайшего художественного уровня. У Матэ были совершенно необыкновенные способности - он обладал даром "смотреть наоборот" и в процессе работы видеть светлое, как темное, и темное как светлое.

"Гениальный переводчик" - как называл его В.В. Стасов, Матэ почти не воспроизводил собственные художественные идеи. Оригиналами для портретных работ Матэ служили живописные произведения, рисунки прославленных художников, гравюры мастеров, фотографический материал. Сам художник относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к простому копированию: "Как поэт, оставаясь художником, переводит другого поэта с одного языка на другой, так и гравер с языка красок переводит картину на язык светотени". И далее: "Настоящий гравер переносит в гравюру-копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины".

Своим творчеством Матэ способствовал возрождению школы гравирования в России, укреплению авторского начала в русской гравюре и предопределил становление печатной графики как самостоятельного вида искусства.

Его гравюрами восхищались И. Репин, В. Поленов, М. Нестеров, за его творчеством следили В. Стастов, В. Верещагин, И. Тургенев, под его руководством создали свои первые офорты И. Левитан, В. Серов, А. Рябушкин.

Наибольших успехов он достиг в области офорта. Впервые эта техника привлекла внимание Матэ еще в Петербурге, в годы учебы в Академии художеств. Но дальше начальных проб дело не пошло. В Париже он снова вернулся к офорту и на этот раз с полной серьезностью. По мнению Василия Васильевича техника офорта, по сравнению с ксилографией давала большие возможности для творческой интерпретации. Быстрота, легкость, непосредственность, экспрессивность - эти качества, выгодно отличают офорт от гравюры на дереве. Кроме того, благодаря легкости работы иглой, послушной малейшему движению руки автора, в офорте проще и правдоподобней можно передать оттенки и контрасты, локальные цвета и тончайшие переходы светотени.

С годами Матэ довел технику офорта до виртуозной тонкости и непринужденности, овладел смелой, широкой, свободной манерой исполнения.

Матэ в технике офорта создал 278 произведений, большинство из которых составляют портреты. Среди портретируемых Матэ известные художники И. Репин, В. Васнецов, И Шишкин, И. Крамской, М.Врубель; выдающиеся русские писатели А.Пушкин, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Чехов; прославленные музыканты М. Глинка, М. Мусоргский, А. Глазунов, М. Балакирев; знаменитые ученые Д. Менделеев, Н. Пирогов, М. Боткин; друзья гравера.

Многие офорты им были выполнены по официальным заказам Академии художеств. Так, по заказу Академии Василий Васильевич создал тридцать офортов-портретов действительных членов Академии художеств, среди которых портрет известного художника-мариниста, основателя Радищевского музея в Саратове А. П. Боголюбова.

Справочный материал

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) - известный русский художник. Окончил Морской кадетский корпус (1841). 12 лет прослужил на флоте. Одновременно с флотской службой, в 1850-1853 годах учился в Петербургской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Закончил Академию с Большой золотой медалью.

С 1854 по 1860 годы - пенсионер Академии художеств в Европе. С 1858 года Боголюбов - академик, с 1861 года профессор живописи, с 1871 года член Совета Академии художеств. В 1873 году был назначен Академией наблюдать за пенсионерами за границей и поселился в Париже, где его мастерская была в течение многих лет центром русской художественной колонии. Основал в Париже Общество взаимного вспоможения русских художников. Как художник Главного морского штаба стал историографом русского флота, "художественным летописцем морских побед России на протяжении двух веков от Петровских сражений до торжеств в честь Русско-французского союза в 1896 году". С 1873 года - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Боголюбов - внук писателя А.Н. Радищева (1749 - 1802). В 1885 году основал Радищевский музей в Саратове. В основу коллекции музея легли произведения русских и европейских художников XIX века. В 1897 году по инициативе А.П.Боголюбова в стенах музея открылось Боголюбовское рисовальное училище. В 1880 году Саратовская городская Дума постановила считать Боголюбова Почетным гражданином Саратова.

С 1893 года Алексей Петрович являлся действительным членом Императорской Академии художеств. В России и за ее пределами сохранилось огромное творческое наследие художника. Во многих художественных музеях имеются его произведения. Только в Радищевском музее - более 200 живописных работ и около 1000 рисунков. В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) - более 150 живописных работ и более 1000 рисунков. В Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург) более 100 батальных произведений живописи и графики.

А.П. Боголюбов, будучи "европейски воспитанным и образованным человеком", наделенный от природы острым умом, незаурядным характером, трудолюбием и волей, обладал общественным темпераментом и был одарен во многих сферах, в том числе и литературно. Вспоминая о первом посещении Саратова в 1863 году, он писал в "Записках моряка-художника": "Как странна судьба людей и как они не ведают, что будет после с их помышлениями и деятельностью. По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева. Он был отцом моей матери… Не думал я тогда, что сделаюсь Почетным гражданином этого города и что свяжу навеки Радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования. Тогда я был молод, только женился и, конечно, не умри у меня жена и сын, я никогда не был бы вправе отдать все мое имущество Саратову в угоду своего самолюбия и человеческой гордости, оставив по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя моего деда. А с другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества".

Офорт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально "крепкая вода") - разновидность гравюры; художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Офорт известен с XVI века, до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами без травления. Техника Офорт менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную - в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы и, таким образом, за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности. При печати краска из углублённых элементов изображения переносится под давлением на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).

Муштабель (польск. musztabel) - деревянная палочка (обычно 1-0,5 м; иногда из 2-3 составных частей), с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины. Муштабель заканчивается шариком, которым художник опирается на полотно, держа муштабель левой рукой.

Почетного легиона орден - награда за заслуги по службе военной, гражданской, общественной, за учено-литературные труды и пр. (Legion d'honneur), учрежден по мысли первого консула Бонапарта 19 мая 1802, разделяется на 5 классов: кавалеров, офицеров, командиров и кавалеров большого креста.

Довгаленко А.С.
Использованы материалы В.И. Федоровой.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева