38. Тепло в теле живого существа.

Учитель предлагает детям догадаться, о чем мы будем узнавать теперь (поскольку дальше можно двигаться в разных направлениях). На доске (и в тетрадях) записывается:
Опыт с животными одного веса при одинаковых условиях.
Определяли потребление кислорода в час у следующих животных
(при этом учитель показывает изображения тех животных, которые меньше знакомы детям и кратко характеризует их образ жизни, например: «Щука – активный хищник. Понятно, что для опыта взяли маленькую щуку и поместили ее в привычную водную среду», обсуждается, бывают ли большие улитки и жуки):
улитка, мышь, лягушка, жужелица, синица, щука.

Сначала определили потребление кислорода улиткой и приняли его за единицу. Обозначим его квадратиком. Потом узнали потребление кислорода мышью (рисует схему 1). Что означает схема?

схема 1

Д: Что мышь потребляет в 7 раз больше кислорода, чем улитка.
У: Что это означает?
Андрей: что она активнее.
У: Я пока не прошу объяснить, почему. Я спрашиваю, что означает, что она потребляет в 7 раз больше кислорода? Зачем нужен кислород?
Д: Для дыхания. Это означает, что она сильнее дышит. Ей нужно больше энергии в 7 раз.
У: Да. У мышки более интенсивное (понятно слово «интенсивное»?) дыхание, чем у улитки.
У: Что еще можно было бы сравнить?
Д: Количество еды.
У: Кто больше должен есть, мышка или улитка?
Д: Мышка.
У: А теперь скажите, почему это так. Ваши гипотезы?
Д: Мышь больше бегает, больше двигается. Она активнее.

Гипотеза записывается на доске и в тетрадях:
Животное дышит тем интенсивнее, чем оно активнее. У: предположите, пожалуйста, каково будет потребление кислорода у других животных, если ваша гипотеза верна. Дети предполагают (у жужелицы, синицы, лягушки, щуки потребление кислорода ближе к таковому у мыши, а не у улитки).
В опыте были получены такие результаты (рисует схему 2):

схема 2

У: Почему же получились такие результаты? Наша гипотеза не подтвердилась, подтвердилась частично или полностью?
Д: подтвердилась частично.
Дима: Я, кажется, знаю, почему…
Д: Может, потому что это зависит от температуры тела?
Саша, Вера и др.: Бывают холоднокровные и теплокровные животные.
У: Хорошая идея. Действительно, это зависит от температуры тела. Только слова «холоднокровные» и «теплокровные» не совсем верные. Сейчас вы поймете, почему. А пока давайте запишем новые сложные научные термины, их надо постараться запомнить:
Рисует схему 3.

схема 3

Вывод: интенсивнее дышат теплокровные (гомойотермные) животные.