К.С. Малевич. Авиатор. 1914

Свою картину «Авиатор» Казимир Малевич определил как аллогизм или «заумный, но не безумный реализм», рассматривая ее как вызов устоявшимся вкусам, которые он считал штампованными и устаревшими.

Художник намеренно нарушает логику очевидных в реальном мире соотношений. Кубизированную фигуру человека он помещает в абстрагированное пространство, где нет ни верха, ни низа. Ее окружают плоские разнообразные разноцветные формы, среди которых видны отдельные предметы, как бы логически не связанные друг с другом, а подчас надписи, их замещающие.

Картина строится на отдаленных ассоциациях. Рыба, возможно, указывает на воздухоплавание, карточный туз – на важность изображенной особы. Образ здесь не имеет определенного, четкого смысла. Язык Малевича – это язык знаков, своеобразные иероглифы, которые можно разгадывать в соответствии с собственным воображением.