Симон ван Даув. Выезд на охоту. 1670-е

Антверпенский живописец Симон ван Даув известен как мастер охотничьих и батальных сцен, а также лошадиных ярмарок. Охота была одним из любимых развлечений знати, и такие сюжеты пользовались чрезвычайной популярностью.

Сцена изображена на фоне итальянского пейзажа, с виднеющимися вдали замком и очертаниями гор. Раннее утро, охотники, переночевавшие в придорожной гостинице, готовятся выезду на охоту. Гостиница - массивное каменное здание с облупившейся штукатуркой - расположена слева, а правой части художник оставляет открытое пространство, подчеркивая, таким образом, его глубину. Все люди на картине немного похожи друг на друга - с кукольными личиками, большими глазами, чуть вздернутыми носами. Зато лошади и собаки на картине очень разные - ведь Симон ван Даув был прекрасным анималистом, большим знатоком лошадей и собак. Поэтому изображения животных, показанных в разнообразных, сложных ракурсах, ему особенно удались.

Все фигуры неподвижны, но художнику удается показать напряжение, охватившее всех присутствующих в ожидании охоты, скрытое, внутреннее движение. Важным инструментом мастера здесь является ритм. Повороты голов, указательные жесты рук, согнутые ноги лошадей - все это передает ощущение напряженного ожидания.

Свет утреннего, холодного неба образует на предметах общий рефлекс. Все цвета приобретают холодноватый, мрачноватый оттенок. Так, коричневая стена становится серовато- коричневой, земля сиреневато-коричневая и зеленовато-коричневая, белые участки приобретают еле уловимый голубовато-серый оттенок. Такой полутональный колорит дает ощущение воздуха в картине. А локальные пятна одежд - белого, красного, синего цвета усиливают ритм, движение, напряжение. Таким образом, и композиция, и колорит картины подчинены одной, главной задаче - показать момент тревожного напряжения, охватившего всех героев картины перед выездом на охоту.

Эта картина является не только образцом мастерства фламандского художника 17 века, но примером замечательной работы музейного реставратора. Она поступила в музей в очень плохой сохранности. Как следует из реставрационного паспорта, авторский холст был деформирован и прорван более чем в 20 местах. Ранее картина неоднократно подвергалась непрофессиональной реставрации, во время которой были нанесены многочисленные поздние записи и тонировки, исказившие авторскую живопись. Картина получила новую жизнь благодаря замечательному музейному реставратору В.А. Солянову.

Справочная информация

Анималист ( лат. animal - животное), художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра. Анималистический жанр - изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

Композиция (лат.сompositio - составление)- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность. Композиционное построение включает: выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировку с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

Локальный цвет - в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и т. д. Как понятие локальный цвет впервые выделен Леонардо да Винчи в его "Книге о живописи". Применение локального цвета характерно для живописи средневековья, Раннего Возрождения и классицизма. Локальный цвет был отвергнут импрессионистами, но вновь используется многими направлениями искусства ХХ в. (например, экспрессионизмом).

Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.

Ракурс - ( от франц. Raccourcir- сокращать, укорачивать), в изобразительном искусстве - перспективное сокращение изображенных предметов для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Реставрация (от лат.Restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных (временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями), возвращение, по возможности, первоначального облика этих произведений с целью сохранить их историческое и художественное значение.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет света и цвета на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность, т.е. создающий тональный колорит.

Тонировка - в реставрации живописи - приглушение красками утрат и посторонних пятен на поверхности художественного произведения или его материалов.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названную фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева