Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769

Левицкий ценил в парадном портрете пафос возвеличения человека со стороны его общественных достоинств, будь то государственный деятель, полководец или просто вельможа. Герой этого портрета – не частный человек, а государственный деятель, ректор Академии художеств. Умные внимательные глаза устремлены на зрителя. И подлинное внутреннее величие, значимость человека, выявленные художником, перевешивают условные приемы парадности (вроде нарочито демонстративного жеста). Все в этом портрете, начиная со спокойной позы человека и его светлого лица и кончая изумительно написанной одеждой, производит впечатление подлинной высокой художественности. Левицкий симпатизирует Кокоринову и создает произведение на соискание звания академика, будучи творчески увлечен возникшей перед ним художественной задачей. Кокоринов – не только архитектор, но и высокогуманный, благородный человек, обладающий широтой взглядов, соратник Шувалова по воспитанию национальных талантов в Академии.

Кокоринов стоит в непринужденной позе, не стесняя себя. Его фигура сочетает в себе изящество и простоту: свой нарядный дорогой костюм он носит так, как будто это будничное рабочее платье. Словно забывшись, он откидывает полу кафтана и удобно опирается левой рукой о спинку стула. Выражение его лица, ласковое и несколько мечтательное, лишено оттенка светскости, взгляд прям и простодушен, в нем сквозит ум.