Н.Е.Журавлев. Мачеха. 1874

Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х, в первую очередь у П.А. Федотова, жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого социальных перемен. Общественный подъём шестидесятых годов, прямое воздействие революционно-демократических идей насытили жизненным содержанием и резким критическим духом реалистическое искусство пореформенной эпохи. Его представителями были живописцы, знавшие неприкрашенный быт города и деревни. Одним из таких художников, пришедших в Академию художеств, уже имея жизненный опыт, был Фирс Сергеевич Журавлёв. Он родился в Саратове в семье саратовского мещанина мастерового, по воле которого, не доучившись в школе, занимался портновским ремеслом.

Журавлёв во время учёбы в Академии сблизился с И.Н. Крамским, объединившим вокруг себя лучшую часть академической молодёжи. В 1863 году в составе тринадцати "протестантов" вышел из Академии, затем был членом Артели художников. Первая в России независимая общественная организация художников, поставившая перед собой задачу идейного воспитания мастеров русского искусства, имела также целью получения и распределения заказов. Демократической направленностью своих произведений Журавлёв тяготел к передвижникам, но членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок так и не стал, лишь иногда экспонировался на выставках этого объединения. Журавлёв участвовал в основном на академических выставках, в год написания картины "Мачеха" в 1874 удостоился звания академика живописи.

Тему крестьянства художник затрагивал редко ("Знахарка" 1868, Калужский художественный музей; "Приезд извозчика домой" 1868, частное собрание). В основном его творчество охватывает городскую среду - мир купечества и чиновничества. На эти темы написаны картины, сделавшие его имя известным.

На внушительных размеров полотне разыгрывается сцена "воспитания" непослушного пасынка. Немногочисленные персонажи композиционно образуют треугольник. В пространстве картины доминирует дородная крестьянка лениво, но ощутимо щёлкнувшая по лбу мальчика ложкой. Она выделяется в свете и в цвете. Красный с рисунком сарафан в сочетании с белой рубашкой, отороченной кружевом, и украшенным по подолу фартуком выделяется на тёмном фоне серо-коричневого интерьера избы.

Для большей цельности восприятия картины художник не увлекается подробным описанием крестьянского быта. Свет выхватывает из сумрака немногочисленные предметы обстановки - плетёная люлька, деревянная мебель, ветхая скатерть, расписные ложки чугунки на столе, куры в доме и т.д. - не отвлекая от главного, от сюжета. Жалость по отношению к мальчику, получившему за без спроса взятый кусок хлеба, усиливается такой немаловажной деталью, противопоставляющей его мачехе и сводному брату, как его смуглость, иссиня-чёрные волосы. Он совсем другой - не родной, не любимый, чужой. Светлые рыжеватые волосы, белокожесть малыша роднят его с матерью, и неприязнь к мачехе непроизвольно переходит и к маленькому мальчику. Он объективно не виноват в бедах своего старшего брата, но умиления этот ребёнок не вызывает. Его пухлость хочется охарактеризовать как жирность, плачущее личико назвать гримасой.

Здесь обличительный пафос содержания картины направлен не на социальный, а на личностный аспект. Журавлёв обращается напрямую к человеку, к его чувствам не обвиняя общество. Художник призывает оглянуться не вокруг, не содрогаться ужасам социальной несправедливости, творящейся вовне, а как раз наоборот - обратиться внутрь каждого человека.

Психологическая завязка, построенная на внутрисемейной драме, является особенностью многих картин Журавлёва. Эта линия разрабатывалась художником не единожды ("Возвращение с бала" (1868, частное собрание), "Перед венцом" (1874, ГРМ) и др.). В данном случае унижение исходит если не от родного человека - мачехи, то всё же не совсем чужого. Отношения между близкими могут быть далеко не безоблачными, а тиранство не менее жёстким. Конфликт строится не на простом делении персонажей на бедных, значит добрых и богатых, значит злых, а на более сложном психологическом межличностном уровне. От этого нет и прямолинейного вывода, что всё зло от социального неравенства, природа его много сложнее.

"Картины этой эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя" - эти слова из воспоминаний И.Е. Репина можно отнести ко многим произведениям Журавлёва. В картинах, полных драматизма, художник создал правдивые образы русской действительности второй половины ХIХ века.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева