Церковь и государство

Начиная с XVI века, церковь в России все более подчиняется светской власти. В 1666 году на церковном соборе было заявлено о том, что «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в церковных». Но уже в начале следующего XVIII столетии институт патриаршества был ликвидирован и церковь, по сути, была превращена в государственное учреждение. Был создан новый церковный орган Святейший Синод, который входил в систему органов государственного управления. За его работой наблюдал светский чиновник — обер-прокурор. Но реформирование церкви со стороны государства не означало гонений на нее. Более того глава государства фактически становился главой церкви.

В последующие два столетия среди деятелей церкви появляются и такие беспринципные люди как Феофан Прокопович или Григорий Распутин, к стати, поддерживаемые государственной властью, и, вместе с тем, такие, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский, позднее причисленные церковью к лику святых.

Власть не оставляет церковь своим вниманием. По-прежнему со стороны монархов и их приближенных делаются щедрые вклады в храмы и монастыри. Об этом свидетельствуют церковные предметы XVIII и XIX веков, хранящиеся в фондах Музеев Кремля, выполненные во вкусе своего времени и утерявшие былую строгость. Строятся новые и перестраиваются старые храмы и другие церковные постройки. Причем некоторые из них получают оформление в ложноготическом вкусе, поскольку это призвано было подчеркнуть их средневековый характер. В Кремле возводятся, например, церковь Благовещения на Житном дворе и церковь Екатерины в Вознесенском монастыре, перестраивается древняя церковь Спаса на Бору и пристраивается «готическое» крыльцо к трапезной палате Чудова монастыря. К сожалению ни одна из этих построек не дошла до нашего времени. Не сохранился и сооруженный знаменитым русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым новый Архиерейский дом для московского митрополита Платона.

С именем последнего связан целый комплекс предметов имеющихся в нашей коллекции. Архиерейское кресло, палица и клобук митрополита, происходящие, по-видимому, из Архиерейского дома, а также подносное чеканное блюдо и фелонь с вензелем Екатерины II, подаренные ему императрицей. В XVIII столетии появляется особая награда, которой светская власть жалует духовных лиц. Это усыпанная драгоценными камнями, украшенная эмалью и жемчугом панагия, которая иногда могла быть украшена портретом монаршего лица.