Выступление Ухтомского у памятника Павлову.


       На сюжетном снимке Алексей Алексеевич Ухтомский (1975-1942) произносит речь на могиле Ивана Петровича Павлова по поводу установления памятника на Волковом кладбище. В 1936 году А.А. Ухтомский участвовал в траурном митинге по поводу смерти старейшего физиолога мира И.П. Павлова, а через год выступил с речью на открытии памятника на могиле И.П. Павлова.
       На снимке - группа людей на фоне деревьев. Участники митинга одеты в демисезонные пальто, часть в шляпах и кепках. А.А.Ухтомский в демисезонном темном пальто с непокрытой головой произносит речь на могиле Ивана Петровича Павлова по поводу установления памятника на Волковом кладбище. В центре снимка - памятник белого мрамора с барельефом в небольшой овальной нише. Под барельефом надпись: "Иван Петрович Павлов"
       Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), в 1922 году рекомендовал профессора Алексея Алексе6евича Ухтомского на заведование кафедрой физиологии животных и человека Петроградского университета, после смерти профессора Н.Е. Введенского.
       А.А. Ухтомский, после кончины Павлова опубликовал в "Ленинградской правде" заметку "Старейшине физиологи мира", а на траурном митинге выступил с речью, опубликованной под названием "Великий физиолог". А.А. Ухтомский так же был участником Павловских чтений, проводимых в Ленинграде после смерти И.Б. Павлова.
       Две отечественные физиологические школы - школа И.П. Павлова и школа А.А. Ухтомского в 30-е годы X?X века объединили усилия и сблизили свои теоретические воззрения в понимании механизмов управления поведением.
       Основная методологическая посылка Павлова базировалась на признании внутренней и внешней уравновешенности организма со средой. Не менее важную сторону этого процесса - активность целенаправленного поведения Павлов оценивал как субъективную, лежащую в области умозрительной психологии и выходящую за рамки точных физиологических методов исследования.
       Однако в дальнейшем стала ясной ограниченность такого подхода. Предложенный Павловский метод, ориентированный на изоляцию животных от внешних факторов нуждался в модификации для излучения поведения в естественной среде.
       Творческий пересмотр экспериментальной и общебиологической концепции Павлова, начавшийся в 30-е годы, связан с именами И.С.Беритешвили и А.А. Ухтомского. Прежде всего это касается введения в научный обиход понятия "психический образ", который во многом определил стратегию поведения организма в среде.
       А.А. Ухтомский стоял у истоков создания другой ценностной концепции поведения, объединяющей его объективные и субъективные стороны, мобериальное и идеальное как составляющие единого психофизиологического процесса. Несмотря на утверждения Павлова, что на любое явление внешнего мира может быть выработан условный рефлекс, действительность диктовано иное. Бетамесий отмечал, что с помощью активного и целенаправленного поведения, которое определяется доминантом, организм осуществляет свой выбор. Логическим "аккордом" учение Ухтомского о доминанте стали его идеи о биосоциальной природе человека, о нравственных идеалах как движущих факторах социального поведения человека.