Р.Р. Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916

"Автопортрет на фоне окна" написан в 1916 году в Крыму в местечке Козы. К этому времени относятся самые зрелые произведения "бубнововалетского" периода в творчестве Фалька, свидетельствующие о переходе от декоративного кубизма к сезанизму, что было характерно для всех "валетов" во второй половине 1910-х годов.

О Крыме в "Автопортрете" напоминает лишь пейзаж с кипарисом за окном. В принципе, для автора не важно, где и в какое время изображен человек. Также не имеет значения и внешнее сходство, хотя оно легко угадывается, несмотря на некоторую деформацию лица и фигуры. Сам художник никогда не именовал эту картину автопортретом. На выставках она экспонировалась под названиеми "Портрет", "Мужчина у окна", "Портрет на фоне окна". Да и слова "портрет" мастер не любил. "Оно казалось ему чересчур официальным, репрезентативным. "Я люблю писать людей", - говорил он". (По книге Левиной Т. "Роберт Фальк") Фальк понимал портрет как психологический жанр. Это отличало его от других художников "Бубнового валета", которые и портрет и пейзаж уподобляли натюрморту, лучше подходившему для решения узких, чисто формальных задач - выявления фактуры, формы предмета, колористического построения, оригинальных пластических решений. При этом смысловая сущность предмета не интересовала художников. Фальк наоборот психологизирует не только портрет, но и натюрморт, и пейзаж. Его кубизм современники называли "лирическим".

Вертикальный формат полотна, а также вытянутая вертикальность фигуры и предметов в картине создают интонацию утверждения или восклицания, которая останавливает внимание и заставляет всмотреться в образ. В фигуре мужчины в серой рубашке, стоящего спиной к окну, чувствуется напряжение. Хмурая сосредоточенность лица поддерживается застывшим положением рук: левая - полусогнута, пальцы сведены вместе, правая - опущена и прижата к телу, пальцы сомкнуты в кулак. На столе коричневый кувшин, на синей скатерти и в белой вазе один красный и несколько зеленых фруктов.

Чувство повышенной сосредоточенности, тревоги становится еще сильнее из-за строгого, сдержанного колорита, в котором преобладают "пасмурные" серо-голубые тона. Они как будто сдерживают напор эмоций, которые все же прорываются двумя яркими красными пятнами в изображении губ человека и плода в вазе. В картине использованы геометризированные кубистические формы. Но кубизм портрета неназойлив. Как вспоминал Фальк в середине 1950-х годов: "В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы. Но это не был логический прием конструктивизма, а я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность". Некоторая угловатость и деформация фигуры и лица - способ эмоционального, драматического обострения: это усиливает контраст внешней застылости и сильного внутреннего напряжения.

Комментарии

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева