Лядов

 

Лядов Анатолий Константинович (1855–1914)

 

 

     "На столе перед нами лежала тетрадь Шопена", — вспоминал ученик А.К. Лядова А.В. Оссовский о весеннем экзамене в Петербургской консерватории в 1897 г. — "Я делал изустный гармонический анализ. А.К. Указал концом карандаша на какую-то ноту. 

— А это что за нота? — Тон, чуждый аккорду. Да. Капризная нотка. И какая вкусная! Вся ведь прелесть искусства в умелом нарушении правил, в этих капризах фантазии".

     Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.

     М. Горький сказал: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их...».

     Вторая половина XIX – начало XX вв. — период небывалого расцвета русской культуры. Народность и реализм отличают творчество писателей Л. Толстого, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова; художников Перова, Крамского, Репина, Шишкина; музыкантов Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева.

     В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.

     Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.

     Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепьянные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.

 

    

    Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы.   Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе.

     Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам».

    А когда дети подросли насколько , что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова.

     Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница».

    Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными.  Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...».

     К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила» , сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки».

    Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов.  Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «... появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории... Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…» ...”

     В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.

     Об отношении Лядова к своим ученикам Е. Браудо в статье «А.К. Лядов» писал: «... наблюдательность и психологическое чутье позволяли Лядову совершенно безошибочно определять музыкальную индивидуальность своих учеников. И никто в такой мере, как он, не умел развивать в них чувство изящного, благородство вкуса».

     А вот как охарактеризовал учителя одни из учеников Лядова: «... Огромный и ясный теоретический ум, с ясно осознанными принципами и планом преподавания, меткость, точность и изящество объясняющих формул, мудрая сжатость изложения”

     В 80–90-х гг. Анатолий Лядов, помимо преподавательской и сочинительской деятельности не раз выступал как дирижёр в концертах Петербургского кружка любителей музыки, в «Русских симфонических концертах ». По поводу одного из таких концертов музыкальный критик В.В. Стасов писал: «... нельзя не упомянуть, с глубокой благодарностью, о прекрасном дирижировании А.К. Лядова, который, мало того, что приготовил хор и оркестр и вообще вел все дело, но первый подал мысль устроить концерт в память Мусоргского.  Честь и слава молодому талантливому музыканту, жаждущему почтить публично талантливого своего предшественника».

     В 1889 г. на всемирной выставке в Париже сочинения Лядова в числе прочих исполнялись в двух симфонических концертах, составленных из произведений русских композиторов.

     Кроме этого, Лядов по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, которые были высоко оценены исследователями русского фольклора.

    В 1909 г. балетный импресарио С.П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет был передан молодому композитору Игорю Стравинскому.

    Умер А. Лядов в деревне близ г. Боровичи 28 августа 1914 г.

 

Музыкальное наследие:

Кантаты: «Мессинская невеста» (по Ф. Шиллеру, заключительная сцена, ор. 28, 1878 г.), памяти М. Антокольского (совместно с А. К. Глазуновым, 2-я часть, хор, 1902 г.)

 

Произведения для оркестра: Первое скерцо (ор. 16, около 1886 г.), «Сельская сцена у корчмы» (мазурка, ор. 19, 1887 г.), Польский, памяти А. С. Пушкина (ор. 49, 1899 г.), Вариации на русскую тему (совместно с Я. Витолом, Глазуновым, Н. А. Римским-Корсаковым и др., Вариация 3, 1901 г.), Польский, к торжеству открытия статуи А. Г. Рубинштейна 14 ноября 1902 г. (ор. 55, 1902 г.), «Баба-Яга. Картинка к русской народной сказке» (ор. 56, 1904 г.), «Восемь русских народных песен» (ор. 58, изданы 1906 г.), «Волшебное озеро. Сказочная картинка» (ор. 62, издано 1909 г.), «Кикимора. Народное сказание» (ор. 63, 1909 г.), «Танец амазонки» (ор. 65, 1910 г.), «Из Апокалипсиса. Симфоническая картина» (ор. 66, около 1912 г.), «Скорбная песнь» (ор. 67, издана 1914 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: квартет B-La-F (совместно с Римским-Корсаковым, Бородиным, Глазуновым; Скерцо, 1886 г.), 3 пьесы для струнного квартета (Мазурка, Сарабанда, Фуга, 1894–1895, издано в сборнике «Пятницы», 1899 г.), Полька для струнного квартета (совместно с Н. Соколовым, Глазуновым; Трио, издано в 1-й тетради сборника: «Пятницы» под № 3, 1899 г.), Вариации на русскую народную тему для смычкового квартета (совместно с А. Н. Скрябиным, Глазуновым, Римским-Корсаковым, Ф. М. Блуменфельдом и др.: Вариация 5, издана 1899 г.); Арабески (ор. 4, 1878 г.), «Парафразы» (для фортепиано в 3 руки, совместно с Бородиным, Ц. А. Кюи, Римским-Корсаковым, 1878 г.), 4 интермеццо (ор. 7, 1881 г.; ор. 8, издано 1883 г.), 4 прелюдии (ор. 13, издано 1887 г.), 2 багатели (ор. 17, 1887 г.), «Про старину» (ор. 21, 1889 г.), «Идиллия» (ор. 25, издано 1891 г.), «Маленький вальс» (ор. 26, 1891 г.), 3 прелюдии (ор. 27, 1891 г.), «Куколка» (ор. 29, 1892 г.), « Багатель» (ор. 30, 1889 г.), «Музыкальная табакерка» (ор. 32, издано 1893 г.), 3 прелюдии (ор. 36, изданы 1895 г.), 4 прелюдии (ор. 39, 1895 г.), 2 фуги (ор. 41, 1896 г.), Вариации на польскую народную тему (ор. 51, изданы 1901 г.), 3 багатели (ор. 53, изданы 1903 г.), 4 пьесы («Гримаса», «Сумрак», «Искушение», «Воспоминание», ор. 64, 1909–1910 гг.), «Танец комара» (издано 1911 г.), фуга на тему Ля-до-фа (1913 г.)

 

Произведения для хора с инструментальным сопровождением: «Слава» (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899 г.), «Сестра Беатриса» (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906 г.)

 

Произведения для хора a cappella : 10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899 г.), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской консерватории (ор. 54, 1902 г.), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902 г.), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907 г.), 15 русских народных песен для женских голосов (1908 г.), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы прим. 1909 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 4 романса (ор. 1, 1873–1874 гг.), 18 детских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887 г.; тетрадь 2, ор. 18, 1887 г.; тетрадь 3, ор. 22, изданы 1890 г.)

 

Обработки: Сборник русских народных песен (ор. 43, издан 1898 г.), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894–1895 гг. И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902 г.), 50 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894–1899 и 1901 гг. И.В. Некрасовым, Ф.М. Истоминым и Ф.II. Покровским (издано 1903 г.), 35 песен русского народа из собранных в 1894 г., 1895 и 1902 гг. И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. Покровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Саратовской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географического общества, б. г.)

 

Гармонизация, оркестровка произведений других авторов: в том числе отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (оркестровка, 1881–1903 гг., издано 1904 г.), несколько номеров из «Карнавала» Шумана (оркестровка,1902 г., изданы 1956 г.), «В тёмном аде» Новогреческая песня Чайковского (оркестровка, 1909 г., издано 1910 г.) и др.

Этапы творческого пути:

11 мая 1855 г.

Родился в Петербурге 

1867–1878  гг. 

Обучался в Санкт-Петербургской консерватории 

1874 г. 

Занимался в классе композиции у Римского-Корсакова 

1878 г. 

Окончил Петербургскую консерваторию 

1878 г. 

Преподаватель Петербургской консерватории 

1884 г. 

Преподаёт в Певческой капелле 

С 1886  г. 

Профессор Петербургской консерватории 

1905 г.  

"Баба Яга" 

1906 г. 

Написал симфонический цикл «Восемь русских народных песен» 

1909 г. 

«Волшебное озеро» 

1887 –1990 гг.

Выпустил 3 сборника детских песен на народные слова

28 августа 1914 г.

Скончался

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

        "Восемь русских народных песен" для оркестра

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".