Сретение. Ок. 1408

Эта икона, называемая «Сретение», повествует о том, как на сороковой день после рождества Иисуса Мария и Иосиф пришли в Иерусалимский храм, чтобы совершить очистительную жертву и посвятить младенца Богу. В храме их встретили старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа, и жившая при храме вдова-пророчица Анна.

Иконописец, согласно установленному канону, обозначает место действия: слева мы видим портал храма с входными вратами, справа – поднимающийся ступенями жертвенник. В центре красным цветом выделено самое святое место храма – престол, который осеняет легкий навес – киворий. Все это объединяет перекинутая с кровли храма на вершину жертвенника алая ткань, так называемый велум, указывая на то, что действие происходит в интерьере.

По сторонам от престола изображены Богоматерь и старец Симеон. Приняв Христа на руки, Симеон сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов...». Мария, склонив голову, с покорностью внимает пророчеству старца «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу...». Стоящий за Марией Иосиф держит скромные жертвенные дары – двух белых горлиц. Справа, за старцем Симеоном, узнавшая Христа пророчица Анна славит Господа.

Через сцену «Сретения», что по древнеславянски означает «встреча», раскрывается главная тема иконы – встреча мира уходящего и мира рождающегося, смена Ветхого Завета Новым.

Икона «Сретение» входила в праздничный ряд иконостаса Успенского собора города Владимира. Ее звучные светоносные краски, ясная и гармоничная композиция, лиризм позволяют предположить, что она принадлежит кисти великого мастера древней Руси – Андрея Рублева, работавшего вместе с Даниилом Черным.