Нини, Джованни Батиста. Портрет Екатерины II. 1771

Медальон "Екатерина II". Екатерина II изображена в профиль (профиль повернут влево). Волосы подняты наверх и двумя прядями спускаются на грудь. На голове - лавровый венок.

По краю медальона по кругу надпись: Б.М.ЕКАТЕРИНА.II.ИМПЕРАТ.И.САМОДЕР.ВСЕРОС.

На срезе нижнего края подпись: J.B. Nini 1771

Автор рассматриваемого барельефа из собрания Радищевского музея - итальянский скульптор Джованни Баттиста Нини (1717-1786), долгие годы живший и работавший в Париже. Этот мастер занимался резьбой по слоновой кости, гравированием на меди и даже некоторое время руководил хрустальным заводом в Мадриде. Однако славу ему принесли выполненные в терракоте (обожженной глине) портретные медальоны. К числу наиболее известных работ скульптора принадлежит портретный медальон Екатерины II (1771). В "Портрете Екатерины II" из собрания Радищевского музея Дж.Б. Нини не стремится к созданию очень точного, почти документального образа. Созданный им рельеф отличается обобщенностью и лаконичностью в трактовке индивидуальных черт лица. Во многом благодаря именно этому скульптору удается достичь наибольшей цельности образа изображенной модели.

Барельеф выполнен из терракоты - обожженной глины (от итал. terracotta, букв. "обожженная земля"). Мелкозернистая структура и красивый теплый тон глины придает ему особу красоту и привлекательность.

Глина, как скульптурный материал позволяла также изготавливать небольшие фигуры, бюсты, группы и барельефы, в большом количестве многократно используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Вследствие изящества и сравнительной дешевизны таких скульптур эта мода достаточно быстро распространилась по Европе. Рассматриваемый "Портрет Екатерины II" был исполнен именно таким способом.

Рельеф Дж. Б. Нини из собрания Радищевского музея очень близок мраморному овальному рельефу "Портрет Екатерины II", исполненному М.-А Колло в том же 1771 году (Государственный Эрмитаж). Итальянский скульптор очень точно повторяет не только величавую и плавную линию профиля Екатерины представленную в рельефе М.-А. Колло, но главное - цельность образа, соотношение масс полного лица и прически с локонами, не отягощенной мелкими деталями удачно найденное французской художницей.

Справочные материалы

Нини, Джованни Баттиста. Nini, Giovanni Battista. 1717, Урбино - 1786, Блуа. Резчик по стеклу, слоновой кости, гравер на меди. Учился у своего отца - Доменико Антонио, механика, мастера майолики, гравера по бронзе и рисовальщика, который его обучил гравюре на меди. Затем изучал скульптуру в Академии Болоньи. Работал в качестве гравера на меди для издателя Пифари. руководил хрустальным заводом в Мадриде (1739-1740). С 1758 года жил и работал в Париже. Известен своими портретными медальонами, выполненными в обожженной глине. Портретный медальон Екатерины II (1771) относится к наиболее известным работам мастера.

Екатерина II (1729-1796, урожденная Софья Августа Фредерика).

С 1745 года - жена великого князя Петра Фёдоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию, Г.Г. и А.Г. Орловых и др. С 28 июня 1762 года - российская императрица, единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета "Великая".

Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию церковных земель (1763-1764), упразднила гетманство в Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию (1767-1769). Издала Учреждение для управления губерний (1775), Жалованную грамоту дворянству (1785) и Жалованную грамоту городам (1785). При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791) Россия закрепилась на Чёрном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Состояла в переписке с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, "Записок".

Терракота (от итал. terracotta, букв. "обожженная земля") - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Изготовляется терракота из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева