ИКОНА. Спас Нерукотворный.
Последняя четверть XVI в.


Краткое описание произведения:
       Святой плат с изображением нерукотворного образа Христа за верхние углы несут ангелы. В лике Христа видна едва заметная асимметрия, благодаря чему изображение воспринимается как подвижное и живое - лик обращен немного влево. Убрус написан прозрачно, светлой охрой с золотыми описями складок и орнаментом в виде стилизованных трилистников по нижнему краю полотна. Над главой Христа сканый серебряный с позолотой венец. На полях - серебряный с позолотой басменный оклад.
Сведения об истории создания произведения:
       На обороте иконы бумажная наклейка с остатками чернильной надписи XIX века: "СИМЪ ОБРАЗОМЪ БЛАГОСЛОВИЛЪ СЫНА СВОЕГО СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРЪ МИХАЛКОВЪ 29 АВГУСТА 1881 ГОДА. ЭТОТЪ ОБРАЗЪ ПРИНАДЛЕЖАЛЪ СТОЛЬНИКУ И ПОСТЕЛЬНИЧЕМУ КОНСТАНТИНУ МИХАЛКОВУ". Как следует из надписи, сделанной Владимиром Михалковым, икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову - стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской с 1614 года. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона была написана ранее этой даты. В 1881 году иконой Спаса Нерукотворного благословил своего сына Владимир Сергеевич Михалков (1817-1900) - самый замечательный представитель этого дворянского рода. Он был знаменитым коллекционером гравюр, минералов и ископаемых древностей; его библиотека (около 50 тысяч томов) считалась одной из лучших в России. Кавалер многих орденов и медалей, уездный предводитель дворянства (1857-1871 гг.), действительный статский советник, он занимает видное место в истории рыбинской земли. В 1881 году 23-летний Сергей окончил Петербургский университет. Возможно, этим обстоятельством объясняется родительское благословение.
Краткий искусствоведческий анализ (принадлежность к определенному стилю или направлению, особенности композиции и т.д.):
       Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) - все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Живопись выдает руку замечательного мастера, создавшего изысканно-аристократический образ. О принадлежности художника к элитарному кругу столичных изографов свидетельствует и греческая надпись, исполненная вязью: "TW AГИWH MAHДИЛIWH" (Святой Убрус). Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина. На иконе из Рыбинска убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив, известный в Византии уже в XIV веке, в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия.
Комментарии, необходимые для понимания сюжета (исторические, культурологические, религиоведческие и др.):
       По церковному преданию, сложившемуся на основе апокрифов IV-V веков, Нерукотворенный Образ Спасителя запечатлелся на полотенце-убрусе, которым Христос отер свой лик. Убрус был принесен царю сирийского города Едессы Авгарю и, по вере царя, исцелил его от проказы. В 544 году, во время осады Едессы, утраченная на несколько веков реликвия была обретена вновь, а в 944 году ее перенесли в Константинополь и поместили в дворцовой церкви Теотокос Фарос. Святой Убрус считается первой иконой, его существование явилось доказательством истинности Боговоплощения и важным свидетельством в пользу иконопочитания. Перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь празднуется 29 августа по новому стилю.
       В наименовании "Спас" или "Спаситель" отражена важнейшая сторона христианского вероисповедания: в лице Христа Бог принял облик человека, чтобы своим крестным страданием - этой искупительной жертвой за людей - спасти мир от рабства греху. Во взгляде Христа - пристальном, как бы "читающем в сердце", сфокусирована высшая строгость духовной дисциплины. "Очи у Него, как пламень огненный...", а вид Его - вид грозного, но справедливого Судии, перед которым "возрыдают все племена земные" (Откр.1:7). Икона - это образ храма в миниатюре и образ мира как храма.