ДВУХПОЗИЦИОННЫЕ АППАРАТЫ ТЕЙРА

В первой половине XIX в. движение поездов на железных дорогах регулировалось только с помощью расписания и телеграфной связи между станциями. Такое управление движением зависело от точности действия операторов и с возрастанием скоростей подвижного состава не обеспечивало безопасности следования поездов.

В 1841 г. английский инженер В.Т. Кук впервые предложил регулировать движение на железных дорогах способом "обеспечения интервалов между поездами", назвав его блокировкой. Перегон между станциями делился на блок-участки, оснащенными путевыми сигналами – семафорами. Переключение семафоров производилось постовыми сторожами, получавшими сигнал от электрического прибора о переходе поезда с одного блок-участка на другой. Система Кука не получила распространения из-за несовершенства прибора, поскольку после прекращения подачи тока сигнал исчезал. Первый блокировочный прибор, получивший практическое применение, был изобретен в 1852 г. английским инженером Тейром. Коммутация приборов не допускала изменения положения стрелки индикатора до прибытия поезда. В 1867 г. Тейр разработал более совершенный двухпозиционный блок-аппарат, который был принят не только на английских, но и на многих французских железных дорогах.

В 1867 г. аппараты этого типа были применены в России инженером В.М. Верховским на участке Санкт-Петербург – Ораниенбаум Балтийской железной дороги. Это был первый опыт введения электрической блокировки в России. Блокировкой Тейра был оборудован двухпутный участок железной дороги протяженностью 37 верст (39,5 км), разделенный на 9 блок-участков длиной от 3 до 7 верст (от 3,2 до 7,5 км). Каждый участок имел однокрылые семафоры, рядом с которыми устраивались блок-посты. Аппараты соседних блок-постов соединялись телеграфным проводом. Система Тейра являлась независимой неавтоматической блокировкой. В России она эксплуатировалась на Балтийской железной дороге 25 лет, в 1902 г. была заменена полуавтоматической блокировкой фирмы "Сименс и Гальске". В Англии и Франции эта система применялась до 30-х гг. XX в.

В Центральном музее железнодорожного транспорта России хранятся два двухпозиционных блокировочных аппарата Тейра, которые эксплуатировались на Балтийской железной дороге с 1868 по 1902 г. Аппараты являются уникальными образцами железнодорожной техники XIX в. Блокировочный прибор каждого аппарата находится в корпусе красного дерева с квадратным окошком. За стеклом в окошке помещен небольшой металлический семафор с белым и красным крылышками, которые приводятся в движение при подаче тока в электрические магниты. На корпусе сохранилась надпись: "TYER'S PATENT". В верхней части аппаратов размещены звонки для получения акустических сигналов. В нижней их части находятся сигнальный ключ и три кнопки: красная – "Путь свободен", белая – "Путь занят" и черная – для звонка. Аппараты изготовлены в Англии лондонской фирмой "HOBBS & Cо", о чем свидетельствуют клейма на внутренней поверхности приборов.

Двухпозиционные блок-аппараты Тейра являются уникальными музейными предметами, отражающими один из этапов развития устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте.

Л.М. Ласточкина