Роден, Огюст. Биография

Роден, Огюст (Rodin, Auguste) (1840, Париж - 1917, Медон), французский скульптор.

Родился в Париже 12 ноября 1840 года. С 1854 года учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1864 году первая работа Родена - "Человек со сломанным носом" - была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской А.Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.

В 1871 году, из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в поисках работы в Брюссель, где занимался созданием монументально-декоративной скульптуры для частных домов, для здания биржи, исполнил боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д'Анверс.

В 1875 году он совершил поездку в Италию. Знакомство с произведениями Микеланджело вдохновили Родена на создание статуи Бронзовый век. Когда она была выставлена в 1877 году, ее назвали Побежденный. В этом названии нашло отражение настроение разочарования, господствовавшее среди французской молодежи после поражения в войне. Первым признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй - "Иоанн Креститель" (1878) и "Шагающий" (1877).

В 1880 году французское правительство поручило ему создание монументальных дверей, украшенных барельефами, иллюстрирующими "Божественную комедию" Данте, для Музея декоративного искусства, который предполагалось построить напротив сада Тюильри в Париже. Работе над этим произведением, который получил название "Врата ада" Роден посвятил всю оставшуюся жизнь. Вдохновение он черпал не только в "Божественной комедии" Данте, но также в библейских легендах, античных мифах, поэзии Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов, а также в творчестве флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти. Этюдами к этому колоссальному проекту стали такие работы, как "Мыслитель" (1888), "Ева", "Любовь убегает" (1886), "Поцелуй" (1886), "Вечная весна" (1884) и многие другие.

Известные французские писатели, братья Эдмон и Жюль Гонкуры, познакомившиеся в это время с Роденом так описали свое впечатление: "Это человек с простыми чертами, светлыми мигающим глазами под болезненно красными веками, с длинной золотистой бородой, коротко остриженными волосами, круглой головой спокойного и настойчивого упрямца - именно таким я представляю себе одного из учеников Иисуса".

Гипсовая модель "Врат Ада" была выставлена в 1900 году. Но, тем не менее, при жизни скульптора работа никогда не была завершена окончательно. Только почти 10 лет спустя после смерти Родена, в 1926 году впервые они были отлиты для музея Родена в Филадельфии. Многочисленные скульптуры, созданные для этого проекта получили право на независимое существование по отдельности. Группы и статуи как шедевры обрели свою собственную жизнь. Друг Родена - скульптор Бурдель, увидев несколько работ сказал: "Врата Ада - это собрание шедевров".

Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В 1884 году он начал работу над скульптурной группой "Граждане Кале", в 1886 - над проектом памятника Виктору Гюго. Последней крупной работой Родена стала статуя Оноре Бальзака (1898).

Кроме того, в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов, среди них портреты Дж.Б.Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж.Клемансо (1911). Умер Огюст Роден 17 ноября 1917 в своем доме в Медоне недалеко от Парижа.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева