ХРУЦКИЙ Иван Фомич. Биография

ХРУЦКИЙ Иван Фомич (1810-1885) – русский художник, портретист, основатель русской школы натюрморта.

Поляк по национальности и белорус по месту рождения Хруцкий формируется целиком в русле традиций Российской Академии художеств. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в Академию художеств. Здесь он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни. В 1832 г. появляются его первые датированные этюды: «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», а также более законченные произведения «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Эти произведения отличались довольно простыми композициями, но они обозначили главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов».

Произведения художника вызвали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что Хруцкий повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества. Его кисти принадлежат пейзажи «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839); «Вид в имении» (1847)э. Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. – «Портрете жены с цветами и фруктами» (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах.

До 1830-х годов излюбленным жанр Хруцкого остается натюрморт. Более того, его можно считать первым мастером натюрморта в России.

Его картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает Хруцкого с художниками бытового жанра эпохи - А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропининым. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 г. он был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания «как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей».

После получения медали Хруцкий перестает писать натюрморты. Он оставляет Петербург и около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии. В живописных работах этого периода художник уделяет много внимания выполнению церковных заказов. Он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса, Каунаса и других литовских городов; принимает участие в издании так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии литографированных городских видов, выпушенных в Париже.

В 1950-е годы Хруцким написаны портреты митрополита Иосифа Семашко, неизвестного молодого человека, Миколая Малиновского. Пишет он и портреты своей семьи. Но несмотря на все написанное им в Белоруссии, в историю русской живописи Хруцкий вошел как мастер натюрморта - эффектных композиций, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева