М. В. Добужинский. Джанчотто. Эскиз костюма. 1908

Один из самых ярких представителей объединения "Мир искусства" Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) начинал как станковый график и живописец. Его любимой темой были улицы и каналы Петербурга. Свой первый опыт театрального художника Добужинский приобрел в 1907 году, оформляя спектакль для Старинного театра. Это был только что созданный по инициативе режиссера Н.Н. Евреинова театр, главной задачей которого было воссоздание на сцене истории театра, реставрация всех особенностей театра определенной эпохи - постановки, актерской игры и декорационного оформления. Тонкий эстетизм, приверженность стилю, явный ретроспективизм, согласованность сценографического решения спектакля с его режиссурой - все это привлекло к Старинному театру мирискусников. в качестве декораторов. Здесь дебютировали А. Бенуа, Н. Рерих, А. Билибин. Добужинский, разделявший страстное увлечение своих коллег театром, также с интересом погрузился в новое для него занятие.

Сотрудничество М. Добужинского и Н. Евреинова продолжилось в 1908 году, когда режиссер пригласил художника оформить спектакль по трагедии Г. Д'Аннуцио "Франческа да Римини" на сцене театра Веры Федоровны Комиссаржевской. Действие пьесы разворачивается в Италии 13 века в аристократической среде. В качестве источника для оформления сцены и костюмов Добужинскому послужила средневековая книжная миниатюра. Автор сохранил ее детальный повествовательный язык, привнеся изысканную стилизованность и условность в силуэтах и красках, свойственную модерну.

В октябре, находясь на гастролях в Москве, театр В. Комиссаржевской показал премьеру пьесы Г. Д'Аннунцио "Франческа да Римини" в постановке Н. Евреинова и оформлении М. Добужинского. Режиссер считал спектакль "визитной карточкой сезона". Его девизом стали слова: "Красивая форма не нуждается ни в каком содержании… мой принцип - театральность, в жертву которому я приношу все остальное… " Декорации и костюмы, по отзывам критики, были самой удачной частью спектакля.

Главным злодеем трагедии является Джанчотто Малатеста, богатый наследник, который отличался умом и хитростью, но при этом был хром, некрасив и свиреп. Эскиз костюма Джанчотто решен Добужинским в романтизированном ключе, перед нами храбрый и решительный воин в доспехах, рука его твердо сжимает меч. Ломкая пластика, искаженные страданием черты лица выдают человека, терзаемого страстями, а потому способного на жестокие поступки. Изящество силуэта, благородство колористического строя, основанного на сочетании стальных и вино-красных оттенков, - во всем чувствуется почерк превосходного графика и тонкого стилиста Мстислава Добужинского.

Справочная информация

Франческа да Римини - дочь Гвидо да Полента, бывшего в конце XIII в. властителем Равенны и Червии. Рука красавицы Франчески была обещана ее отцом Джанчотто Малатесте, старшему сыну и наследнику владетельного князя города Римини, как залог примирения между их фамилиями, издавна враждовавшими между собой. Так как Гвидо не рассчитывал на согласие своей прекрасной дочери стать супругой безобразного наружностью и свирепого нравом Джанчотто, а брак между тем был необходим для его политических видов, то он употребил хитрость: решено было временно подменить жениха и послать для сватовства и выполнения свадебного обряда младшего брата Джанчотто - Паоло, блиставшего красотой, талантами и образованием. В сердце Франчески быстро зажглась пылкая страсть к Паоло; не подозревая коварства, она отдала ему свою руку, была обвенчана и отправилась с ним в Римини. Только утром она узнала об обмане. Узы брака не охладили страсть Франчески к брату законного супруга, и влюбленные стали встречаться тайно. Они виделись в отсутствие мужа; их выдал слуга, подсмотревший их свидания. Предупрежденный Джанчотто ворвался в комнату Франчески, где и застал обоих любовников. Она погибла первая, пронзенная кинжалом мужа, когда хотела телом своим защитить возлюбленного. Та же судьба постигла и Паоло. Это случилось в 1285 году. Кровавый эпизод послужил темой для одной из превосходнейших по трогательному изяществу сцены в великом произведении Данте "Божественная комедия". Гениальный поэт повествует, как он встретил в том круге Ада, где мучатся любившие плотской, преступной страстью, несущуюся в общем грозном вихре обнявшуюся "чету теней". Это и были навеки соединенные в бесконечном страдании Франческа и Паоло. После Данте судьба Франчески сделалась любимой литературной темой для многих писателей. Между прочими, ее обработали в драматической форме Сильвио Пеллико, П. Гейзе и в начале 20 века Г. д'Аннунцио. Она же составляет сюжет одной из опер Д. Россини и фантазии П.И. Чайковского.

Габриель Д'Аннуцио (1863-1938) - аристократ, поэт, политик. Декадентский писатель, переворачивающий многовековые представления о человеческих чувствах и страстях, об изначальной склонности людей ко Злу. Певец Красоты и Порока. Организовал боевые дружины и захватил город Фиуме, на территории которого основал своё государство (1919-1924), позднее присоединённое к Италии.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева