ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и методики обучения физике

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» в рамках  дисциплины ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ____________  (В.В. Латюшин)

"29" июня 2007 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» в рамках  дисциплины ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

 

Специальность      032200.00 Физика с дополнительными специальностями

                                      030100.00 — информатика,

                                      032100.00 — математика,

                                               033200.00 — английский язык

 

Факультет  физический

 

Курс обучения                                        3

 

Семестр                                                      6

 

Всего часов по учебному плану:                 24

В том числе по формам обучения:             очная

            - лекции                                          2

- практикум                                  10

                        - самостоятельная работа       12

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         6 сем.

- некоторые вопросы курсового экзамена     7 сем.

 

Челябинск

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю:

4.1. Лекционное занятие

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

       8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

 

1. Общие положения

 

Цель учебного модуля – содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя физики в области применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе по физике в школе на основе овладения содержанием модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики».

Задачи учебного модуля.

·     формирование базовых знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и их использовании в учебном процессе школы, необходимой для обучения и воспитания школьников, рациональной организации учебного процесса;

·     организация активной учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на использование современных средств ИКТ для сопровождения учебного процесса;

·     развитие умений студентов использовать современные информационные и коммуникационные технологии обучения для  проведения учебных занятий по физике с учетом новых возможностей ЦОР;

·     инициирование самообразования студентов в освоении ИКТ при изучении предметной области теория и методика обучения физике.

Инновационность по целям обучения проявляется: 1) в формулировке целей в рамках компетентностного подхода; 2) определении иерархии целей в виде профессиональных задач разного уровня, составляющих профессиональную компетентность будущего учителя физики; 3) смещении акцента в профессиональных задачах учителя физики, решаемых с применением средств ИКТ, с демонстрационно-иллюстративных функций электронных учебных средств на функции организации учебной деятельности школьников.

Инновационность по содержанию обучения заключается в реализации компетентностного, системного и деятельностного подходов при разработке содержания модуля, позволяющих целостно рассмотреть учебный процесс по физике с учётом возможностей ИКТ, и подготовке студентов к решению новых профессиональных задач. При отборе содержания модуля учитывались предшествующие и перспективные связи с другими учебными дисциплинами и другими разделами курса теории и методики обучения физике.

Инновационность по методам обучения состоит в использовании методов, включающих каждого студента в активную познавательную деятельность по овладению содержанием модуля (дискуссии, постановка проблемных вопросов, моделирование деятельности ученика, проектирование деятельности учителя) с использованием возможностей ЦОР. Организация учебного процесса при изучении данного модуля основывается на принципах элективности и индивидуализации обучения, которые предполагают возможность разработки студентами индивидуальных образовательных траекторий обучения, в которых они могут самостоятельно выбрать уровень освоения содержания.

Инновационность по формам обучения выражена в сочетании индивидуальных и групповых форм работы студентов, во включении в структуру традиционных форм (лекции, практических занятий) элементов дискуссий, ролевых игр и др.

Инновационность по средствам обучения обеспечивается оснащением лаборатории для проведения занятий модуля современным оборудованием, объединенным в сеть, и новыми версиями цифровых образовательных ресурсов и средств педагогического проектирования.

           

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

 

Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» изучается в рамках  федерального компонента дисциплины обще-профессионального блока ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике», вслед за разделом «Общие вопросы теории и методики обучения физике».

Данная дисциплина изучается  студентами после курсов информатики, педагогики и психологии, общей физики. В результате изучения вышеназванных дисциплин студенты должны иметь определенный запас теоретических знаний и обладать определенным набором компетенций: умениями получать информацию, необходимую для решения поставленной задачи из различных источников: коллег, литературных источников, справочников, и т.д.; умением работать индивидуально и в команде (группе); умениями выдвигать и обосновывать идеи по решению поставленных задач; обладать способностью к рефлексии и самооценке собственной деятельности; умением планировать и осуществлять педагогическую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; умениями отбирать приемы и методы обучения и контроля с учетом специфики физики, планировать и осуществлять деятельность по предмету; иметь представления о способах активизации учебно-познавательной деятельности школьников, при проведении учебных занятий по физике с учетом специфики изучаемого материала; умениями осваивать новые средства обучения для организации процесса обучения физике.

В результате освоения модуля студенты должны знать электронные средства обучения физике и их дидактические возможности. Уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие квалификации учителя физики: планирование и проведение учебных занятий по физике с использованием средств ИКТ с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

            Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

в семестр

в неделю

Лекции

2

2

 

Практические занятия

10

10

 

Самостоятельная работа

12

12

 

           

При изменении графика учебного процесса следует откорректировать объемы всех видов учебной деятельности с сохранением общего количества часов, отводимых на дисциплину по учебному плану.

Учебный модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» разработан в строгом соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности «Физика с дополнительными специальностями» и может быть использован в условиях кредитно-модульной структуры обучения.

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

        

4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

1

ИКТ в обучении физике в школе

2

 

Всего

2

 

 

         4.2. Практикум

 

4.2.1. Практические занятия

 

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

1

Средства ИКТ, используемые в обучении физике в школе

1

2

2

Некоторые приемы работы с ЦОР на занятиях по физике в школе

4

2

3

Методика проведения самостоятельной работы учащихся по физике с использованием ИКТ

5[1]

3

4

Учебный физический эксперимент с применением средств ИКТ 

5,61

3

 

Всего

 

10

 

4.2.2. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Тема задания для самостоятельной работы

Номера тем

практических занятий, к которым выдается задание

1

Провести анализ литературы и подготовить краткое описание основных понятий курса: информационные технологии обучения, программные средства, используемые в учебном процессе, и их классификация.

1

2

Провести сравнительный анализ предложенных ЦОР

1

3

Описать способ создания проблемной ситуации и методику ее разрешения с помощью компьютерного эксперимента. Используется: «Библиотека наглядных пособий» (Кирилл и Мефодий). Видеозадача «Прозрачно ли стекло» из раздела «Общие представления о свете».

 

2

4

Составить задания для самостоятельной работы учащихся, направленное на изучение и уточнение существенных признаков понятия «Преломление света».

Составить задание для самостоятельной работы учащихся, направленное на сравнение и разграничение понятий «Отражение света» и «Преломление света».

3

5

Разработать систему натурного и компьютерного эксперимента по теме «Тепловые двигатели».

4

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Информационные технологии в обучении. Программное обеспечение, используемое в информационных технологиях обучения. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в физическом образовании.  Особенности ЦОР по физике и методика их использования при формировании мотивов учения школьников, организации самостоятельной работы учащихся, при проведении физического эксперимента.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

        

6.1. Основная

 

1. Информатизация общего среднего образования / Под редакцией Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 271 с.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

5. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1998. – №6. – С.3-31.

6. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 96 с.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 323 с.

8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.

 

 

 

6.2. Дополнительная

 

1. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. – Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. – 157 с.

2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы // Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

3. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы. // Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы / Под ред. А.В. Усовой, В.П. Орехова, С.Е. Каменецкого. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –  М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

6. Перышкин А.В. Физика. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006. – 208 с.

7. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2006. – 256 с.

8. Касьянов В. А. Физика. 10 кл. –  М.: Дрофа, 2006. – 416 с.

9. Касьянов В. А. Физика. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006. – 416 с.

10. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.

11. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 340 с.

12. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Педагогика, 1994 – 230 с.

13. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: МГГА, 1996. – 191 с.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

 

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11 класс"

ООО «Дрофа»,

ЗАО «1С»

ЦОР

Электронный

2

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

ЦОР

Электронный

3

Электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)»

ЗАО «1С»

ЦОР

Электронный

4

Электронное издание «Физика, 7-11 классы»

ООО «Физикон»

ЦОР

Электронный

5

Физика 7 7 класс под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. (Дик Ю.И., Валентинавичус В., Никифоров Г.Г., Пурышева Н.С., Страут Е.К., Урбетис П., Шилов В.Ф. и др.)

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

ЦОР

Электронный

6

Физика 8 8 класс под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. (Дик Ю.И., Валентинавичус В., Никифоров Г.Г., Пурышева Н.С., Страут Е.К., Урбетис П., Шилов В.Ф. и др.)

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

ЦОР

Электронный

7

Физика 9 9 класс под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. (Дик Ю.И., Валентинавичус В., Никифоров Г.Г., Пурышева Н.С., Страут Е.К., Урбетис П., Шилов В.Ф. и др.)

ЗАО "Просвещение-МЕДИА"

ЦОР

Электронный

8

Физика (физико-математический профиль) 10 класс

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К  ЗАО "1С Акционерное общество"

ЦОР

Электронный

9

«Физика, 10» ЗАО «Просвещение Медиа» Физика, 10 класс

ИУМК

Электронный

10

«Физика 7-9» (Система Эльконина-Давыдова) ЗАО «1С» Физика 7 класс

ИУМК

Электронный

11

"Физика", 7-9 класс

ОАО "Издательство "Просвещение"

Физика, 7 класс

ИУМК

Электронный

12

«Физика, 10» ООО «Физикон» Физика, 10 класс

ИУМК

Электронный

13

Мультимедийная презентация лекционного материала

Презентация

Электронный

14

Перечни заданий к практическим занятиям

 

Бумажный

15

Схема анализа структуры и содержания ЦОР по физике

Схема

Электронный и бумажный

16

Таблица характеристик электронных пособий

Таблица

Электронный и бумажный

17

Таблица «Рейтинги электронных учебных пособий»

Таблица

Электронный и бумажный

18

Структура таблицы для сравнения физических понятий

Таблица

Электронный и бумажный

19

Таблица сравнения процессов испарения и кипения

Таблица

Электронный и бумажный

20

Оборудование школьного кабинета физики, необходимое для выполнения опытов по тепловым явлениям

Физические приборы

 

21

Таблица «Признаки некоторых форм учебных занятий по физике»

Таблица

Электронный и бумажный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Анализ результатов выполнения заданий студентами на занятиях и во время самостоятельной работы.

Промежуточный тестовый контроль по материалам практических занятий.

Итоговый тест по материалам модуля.

Зачет по рейтинговой системе.

Анализ творческих заданий, выполненных студентами.

Вопросы и задания к курсовому экзамену.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032200.00 Физика с дополнительными специальностями

030100.00 — информатика,

032100.00 — математика,

033200.00 — английский язык.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры теории и методики обучения физике и утверждена на 2007/2008 учебный год.

Протокол № 68(202) от « 29»  июня 2007 г.

 

 

Заведующая кафедрой                                                         Даммер М.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и методики обучения физике

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» в рамках  дисциплины ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Информатизация общего среднего образования

Под редакцией Д.Ш. Матроса

Научно-методическое пособие

М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.

2. Информационные технологии в образовании

Захарова И.Г.

Учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.,

Моисеева М.В., Петров А.Е.

Учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 271 с.

4. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).  

 

Беспалько В.П.

Научно-методическое пособие

М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

5. Концепция информатизации образования.

 

Статья в журнале

Информатика и образование, 1998. – №6. – С.3-31.

6. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образова-тельного мониторинга.

Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.

Научно-методическое пособие

М.: Педагогическое общество России, 1999. – 96 с.

7. Современные информа-ционные технологии в образовании: дидакти-ческие проблемы, перс-пективы использования. 

Роберт И.В.

Научно-методическое пособие

М.: Школа-Пресс, 1994. – 323 с.

8. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты)

Роберт И.В.

Монография

М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.

 

Дополнительная литература

1. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы.

Усова А.В.

Учебное пособие

Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. – 157 с.

2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы.

Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой.

Учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

3. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы.

Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой.

Учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы

Под ред. А.В. Усовой, В.П. Орехова, С.Е. Каменецкого

Пособие для учителя

М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

5. Физика. 7 кл.

Перышкин А.В.

Учебник

М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

6. Физика. 8 кл.

Перышкин А.В.

Учебник

М.: Дрофа, 2006. – 208 с.

7. Физика. 9 кл.

Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Учебник

М.: Дрофа, 2006. – 256 с.

8. Физика. 10 кл.

Касьянов В. А.

Учебник

М.: Дрофа, 2006. – 416 с.

9. Физика. 11 кл.

Касьянов В. А.

Учебник

М.: Дрофа, 2006. – 416 с.

10. Физика. 10 кл.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

Учебник

М.: Просвещение, 2006. – 336 с.

11. Физика. 11 кл.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

Учебник

М.: Просвещение, 2006. – 340 с.

12. Информационные тех-нологии в школьном образовании.

Апатова Н.В.

Научно-методическое пособие

М.: Педагогика, 1994 – 230 с.

13. Композиция тестовых заданий. 

 

Аванесов В.С.

Научно-методическое пособие

М.: МГГА, 1996. – 191 с.

 


 



[1] Здесь приводятся номера лекций по курсу «Теория и методика обучения физике: общие вопросы», изучаемого в этом же семестре до рассматриваемого модуля. Тематика лекций:  4. Методы обучения физике в школе; 5. Основные виды учебной деятельности учащихся при изучении школьного курса физики; 6. Формирование у школьников учебно-познавательных умений в процессе изучения курса физики.