ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и методики обучения физике

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» в рамках  дисциплины ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    032200.00 Физика с дополнительными специальностями

                       030100.00 — информатика,

                       032100.00 — математика,

                       033200.00 — английский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2007

 

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия по модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» направлены на становление специальной профессиональной компетентности будущих учителей физики в области применения ИКТ в обучении. Занятия предполагают активную самостоятельную работу студентов в аудиторное и внеаудиторное время, организуемую как в индивидуальной, так и групповой форме. Все практические занятия проводятся в лаборатории ЦОР.

Овладение необходимыми компетенциями в области использования ИКТ в обучении физике осуществляется в процессе практикума в компьютерном классе. На занятиях практикума студенты осваивают структуру и содержание современных ЦОР, которые необходимо использовать в обучении физике, изучают возможности использования средств ИКТ на различных этапах урока, с целью активизации самостоятельной работы школьников при обучении физике. В процессе выполнения заданий студенты должны приобрести первоначальные навыки использования ЦОР на занятиях по физике, овладеть методами и приемами  работы с ними, первоначальными навыками проектирования учебных материалов к уроку с использованием различных ЦОР.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Средства ИКТ, используемые в обучении физике в школе

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области применения ИКТ в своей практической деятельности на основе овладения знаниями и умениями, необходимыми для анализа дидактических возможностей и выбора электронных учебных изданий в зависимости от поставленной дидактической цели.

2. Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

 

2.1. Основные задачи использования ИКТ в обучении физике.

2.2. Характеристики существующих электронных пособий  по физике, их дидактические возможности.

Теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия приводятся в лекции и рекомендуемой литературе.

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

3.1. Перечень заданий к занятию;

3.2. Схема анализа структуры и содержания ЦОР по физике.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11 класс"

ООО «Дрофа»,

ЗАО «1С»

Электронное учебно-методическое пособие по физике для учащихся школ и учителей физики

Представляет собой комплекс информационного материала по школьному курсу физики, иллюстраций различного вида, компьютерных моделей демонстрационных и лабораторных опытов по физике, справочного материала, средств сопровождения учебного процесса по физике в школе

На занятии используется для анализа структуры и содержания электронного пособия, его дидактических возможностей

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

Электронное издание «Физика, 7-11 классы»

ООО «Физикон»

Электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)»

ЗАО «1С»

Представляет собой тренажер для учащихся в решении задач по физике и подготовке в сдаче единого государственного экзамена

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

При подготовке к занятию следует повторить материалы лекции:

·        цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в физическом образовании; 

·        особенности ЦОР по физике.

Литература:

1)     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2)     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3)      Информатизация общего среднего образования / Под редакцией Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4)     Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы // Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Основной целью занятия является ознакомление с комплектом цифровых образовательных ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении. Для этого группа разбивается на четыре подгруппы, каждая из которых должна ознакомиться с одним из предложенных электронных изданий. Выбор той или иной подгруппы происходит по желанию студентов. Если после выполнения задания останется время, до перехода к сообщениям можно будет ознакомиться с другими из предложенных электронных изданий.

Результаты анализа каждая подгруппа представляет в виде доклада, сопровождаемого компьютерной презентацией.

7. Практические задания, направленные на изучение особенностей электронного учебного издания

1)     Провести анализ содержания электронного учебного пособия по следующей схеме:

·        структура учебного пособия (анализ оглавления);

·        способы представления содержания в учебном пособии;

·        особенности представления содержания теоретического материала в пособии: глубина, достаточность информации, доступность изложения, наличие выделений для лучшего восприятия текста;

·        особенности иллюстративного материала пособия: виды иллюстраций, их содержательность, наглядность, качество оформления, достаточность иллюстраций;

·        справочный материал пособия, его виды, способы подачи, достаточность;

·        возможности навигации и аппарат ориентировки пособия;

·        особенности материала для контроля знаний и умений учащихся в пособии;

·        возможности средств сопровождения учебного процесса пособия.

2)     Оцените пособие с «технической» стороны, насколько оно удобно, просто и надежно для использования учеником.

3)     Оцените дидактические возможности учебного пособия. Можно ли сказать, какими видятся «приоритетные направления обучения физике» авторам пособия?

4)     К докладу подгруппы подготовьте мультимедийную презентацию. Постарайтесь сделать последний кадр презентации рекламным, чтобы учитель физики мог понять преимущества данного электронного пособия.

5)     При прослушивании других подгрупп подготовьте вопросы по теме их доклада. Постарайтесь сформулировать вопросы дискуссионного характера.

 

8. Задания студентам для самостоятельной работы

1)     Проанализируйте по приведённой выше схеме все остальные электронные учебные пособия.

2)     Заполните сравнительную таблицу, кратко описывая каждую характеристику пособия (см. табл.1 на следующей странице).

3)     Заполните таблицу рейтингов учебных пособий (табл. 2) и сформулируйте свои выводы.

9. Система контроля результатов учебной деятельности студентов

Оценку результатов учебной деятельности студентов может проводить преподаватель, или группа студентов-экспертов. По итогам проведенного занятия деятельность студентов оценивается по следующим показателям:

1) качество доклада, его полнота, содержательность, соответствие приведённому плану, самостоятельность и критичность студенческих оценок, убедительность и грамотность речи докладчика;

2) качество презентации, ее наглядность, полнота и, вместе с тем, лаконичность, информативность рекламного кадра;

3) вопросы докладчикам и собственные ответы на вопросы слушателей;

4) участие в дискуссии, убедительность доводов.

По перечисленным показателям оценивается работа подгруппы. Для оценки деятельности каждого студента члены подгруппы могут сами определить долю его участия в общем результате.

Преподаватель оценивает также результаты самостоятельной работы студентов (заполненные таблицы анализа электронных пособий). Результаты работы собирают в портфолио студента, сохраняют в электронном варианте и представляют к зачету.

 

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данного практического занятия обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

·              дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области содержания обучения на предметном уровне, необходимых для решения задачи проводить дидактический анализ структуры и содержания электронного учебного пособия, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              формирование знаний и умений студентов о средствах ИКТ, применяемых в обучении физике, и определения их дидактической ценности, необходимых для решения задач: проводить анализ электронных учебных средств по физике, умения выбирать необходимые средства в зависимости от поставленных дидактических задач, относящихся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики.  

Инновационность содержания занятия обусловлена раскрытием структуры деятельности учителя физики при анализе и выборе необходимых электронных учебных пособий в процессе планирования учебного процесса по физике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов, организацией их работы в творческих подгруппах, обеспечением репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности при выполнении заданий.

Данное практическое занятие проводится в подгруппах. Задания для студентов направлены на формирование у них умения анализировать электронные учебные пособия. Приведенная схема анализа позволяет им осознать структуру выполняемой деятельности. Данную схему вместе с заданиями к занятию следует подать студентам в раздаточном материале (в печатном или электронном виде). Последние задания носят творческий характер и позволяют провести дискуссию о преимуществах анализируемых пособий. В заключение дискуссии можно студентам задать вопрос: каким вам видится электронное учебное пособие в будущем? По вашему мнению, какие характеристики пособий и как следует усовершенствовать?

В течение первого часа занятия студенты будут работать в подгруппах, анализируя предложенное им пособие, готовить доклад и презентацию. Чтобы уложиться в отведенное время, студентам следует посоветовать, четко распределить обязанности в подгруппе. Составление презентации следует поручить двум членам группы. Структуру презентации следует построить в соответствии со схемой анализа электронного учебного пособия. Остальные члены группы проводят анализ пособия по отдельным пунктам плана: одни готовят материал о теоретических знаниях, другие – об иллюстрациях и моделях физических экспериментов, третьи – о средствах сопровождения учебного процесса. На вопросы второго и третьего задания отвечают в результате совместного обсуждения итогов анализа, проведенного каждым членом группы.

На втором часе занятия организуется прослушивание докладов и дискуссия. Для эффективности работы следует поддерживать высокий темп занятия, стимулировать студентов к постановке вопросов и их обсуждению.


Таблица 1

Сравнительный анализ электронных учебных пособий

 

Название пособия

Структура

Способы представления содержания

Особенности содержания теоретического материала

Иллюстра-тивный материал

Справочный материал

Аппарат ориентировки

Контроль

Средства сопрово-ждения

«Техничес-кие» харак-теристики

Дидактическая ценность, целевые приоритеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

«Рейтинг» электронных учебных пособий

 

Характеристики пособия

Название пособия

Структура

 

 

 

 

Оценка качества по 10-бальной шкале

Способы представления содержания

 

 

 

 

Особенности содержания теоретического материала

 

 

 

 

Иллюстративный материал

 

 

 

 

Справочный материал

 

 

 

 

Аппарат ориентировки

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

Средства сопровождения

 

 

 

 

«Технические» характеристики

 

 

 

 

Дидактическая ценность, целевые приоритеты

 

 

 

 

Суммарный балл

 

 

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Некоторые приемы работы с цифровыми образовательными ресурсами на занятиях по физике в школе

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области применения ИКТ в своей практической деятельности на основе овладения методическими приемами работы с цифровыми образовательными ресурсами для формирования у учащихся положительных мотивов, познавательного интереса и активизации учебной деятельности по физике.

2. Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

2.1. Приемы работы с ЦОР для формирования положительных мотивов изучения нового материала  по физике.

2.2. Приемы создания проблемной ситуации с применением ЦОР по физике.

2.3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью цифровых образовательных ресурсов.

3. Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия

Применение компьютера на занятиях постепенно становится весьма распространенным явлением и перестает удивлять участников учебного процесса. Тем не менее, как только на уроке включается компьютер, у учеников, независимо от возраста, наблюдается всплеск интереса к происходящему. Но такого ситуативного интереса недостаточно для того, чтобы ученик включился в активный процесс познания. Учитель должен уметь направить в нужное русло активность учеников и вызвать у них потребность в рассмотрении и изучении того содержания, которое подается с помощью компьютера.

Сценарий первого знакомства существенно влияет на прочность усвоения нового материала. Поэтому часто ученики старших классов, отвечая на те или иные вопросы по предмету, вспоминают то, что было изучено на первых уроках. Приведем пример. В наших исследованиях качества усвоения фундаментальных естественнонаучных понятий мы задавали ученикам вопрос: «Что вы знаете о веществе?». Большинство учеников, как основной так и старшей школы,  отвечали, что вещество – то, из чего состоят физические тела, оно состоит из молекул, бывает в твердом, жидком и газообразном состояниях. Все это изучается на первых уроках физики, и создается впечатление, что больше вещество в школьном курсе  физики не рассматривалось.

Мотивация деятельности школьников при изучении нового играет важную роль в обучении. Существует множество способов создания положительных мотивов учащихся. В первую очередь, это обращение к его жизненному опыту, тому, что ему близко и знакомо, к чему он неравнодушен. Для этого объяснение можно начать с примеров из жизненных ситуаций школьника, с показа значимости физических знаний в повседневной жизни.

Интересны ученикам исторические факты, как делались открытия, как ученый исследовал проблему, как создавались различные технические устройства.

Еще один прием возбудить интерес учащихся – показать им достижения современной науки, их роль в развитии техники.

Одним из способов создания положительной мотивации  является постановка  противоречия.  Как  справедливо  отмечает  А.М. Сохор, для науки не существует интересного и неинтересного, сухого и увлекательного, легкого и трудного,  а  есть  лишь  соответствующее или не соответствующее действительности. Для ребенка все обстоит значительно сложнее. Ему лишь в  идеальном  случае  новое интересно уже потому, что оно ново. Реально  же  новое  интересно лишь в той мере, в какой оно связано с уже известным. Особенно  – если это новое противоречит уже известному.

 Противоречие может быть выявлено между имеющимися знаниями и знаниями, необходимыми для решения поставленной задачи.  В  таком случае создается проблемная ситуация,  разрешению  которой  будет подчинено дальнейшее развертывание материала. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения физике требует выдвижения гипотез, поисков нескольких вариантов решения проблемы, отбор адекватных методов и приемов, направленных на решение проблемы, аргументацию своего мнения.

Противоречие может быть выявлено между сообщаемыми  знаниями и имеющимся личным опытом учеников.

Важную роль в развитии познавательного интереса школьника играет вовлечение его в творческую деятельность. Для этого учителя предлагают различные задания, для выполнения которых требуется придумать новый способ деятельности, действовать нестандартно и получить новый результат.

4. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

4.1. Перечень заданий к занятию с соответствующими рекомендациями.

4.2. Небольшой аквариум с водой, цилиндрический стакан из прозрачного стекла, масштабная линейка.

 

5. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия

 

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

Электронное учебно-методическое пособие по физике для учащихся школ и учителей физики

Представляет собой комплекс информационного материала по школьному курсу физики, иллюстраций различного вида, компьютерных моделей демонстрационных и лабораторных опытов по физике, справочного материала, средств сопровождения учебного процесса по физике в школе

На занятии используется для планирования, разработки структуры и содержания самостоятельной работы учащихся по физике

«Физика, 10» ООО «Физикон» Физика, 10 класс (ИУМК)

 

6. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

При подготовке к занятию следует повторить материалы лекций курса «Теория и методика обучения физике. Общие вопросы»:

·        классификация и характеристики методов обучения физике в школе;

·        проблемный метод обучения физике.

Литература:

1)           Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. – Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002.

2)           Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы // Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3)           Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1993.

 

7. Рекомендации по использованию информационных технологий

 

На данном занятии информационные технологии используются для формирования интереса учащихся к изучению физики. Большое внимание уделяется организации изучения нового материала в классе. С помощью цифровых образовательных ресурсов предлагается реализовать различные приемы создания положительных мотивов учащихся на начальном этапе изучения материала, постановки проблемы, приемы включения творческих заданий в урок.

Основной целью занятия является сформировать у студентов первоначальный опыт в подборе информационного материала для реализации перечисленных выше приемов, проведении фрагмента занятия с применением отобранного материала.

 

8. Практические задания, направленные на овладение методическими приемами работы с цифровыми образовательными ресурсами для формирования у учащихся положительных мотивов, познавательного интереса и активизации учебной деятельности по физике.

1) Подготовьте и проведите вводную беседу перед изучением нового материала, направленную на формирование положительных мотивов учения школьников.

Рекомендации по выполнению задания

В водной беседе могут быть рассмотрены вопросы истории физики, или проиллюстрировано, какую роль играют изучаемые законы в технике, в окружающей жизни. Беседа должна сопровождаться демонстрацией изображений соответствующих объектов или явлений. Для подготовки беседы воспользуйтесь пособием «Физика 10» (ООО Физикон). Рекомендуемые темы пособия (разделы «Пары и их свойства» и «Газы и их свойства»): «Некоторые природные явления», «Испарение и конденсация жидкости: основные опытные факты», «Использование явлений парообразования и конденсации», «Кипение», «Использование свойств газов», «Из истории открытия газовых законов». Тему и стиль беседы выберите сами. Помните, что интерес может вызвать только эмоциональная беседа.

 

2) Предложите систему вопросов для учащихся, способствующих созданию проблемной ситуации. Для этого можно воспользоваться пособием «Физика 10» (ООО Физикон). Рекомендуемые темы пособия (раздел «Газы и их свойства»): «Температура», «Температура: основные опыты». Опишите методику разрешения проблемной ситуации.

 

3) Предложите способ создания проблемной ситуации и методику ее разрешения с помощью компьютерного эксперимента. Для этого воспользуйтесь «Библиотекой наглядных пособий» (Кирилл и Мефодий). Выберите одну из видеозадач: раздел «Общие представления о свете», видеозадачи «Капризная тень», «Прохождение луча через оптически неоднородную среду».

 

4) Предложите методику решения творческой экспериментальной задачи. Воспользуйтесь пособием «Физика 10» (ООО Физикон), раздел «Газы и их свойства», Примеры решения задач на газовые законы. Решите вместе с предполагаемым классом задачу теоретически. Проведите соответствующий эксперимент и проверьте правильность вашего решения.

 

9.  Задание студентам для самостоятельной работы

Опишите способ создания проблемной ситуации и методику ее разрешения с помощью компьютерного эксперимента. Для этого воспользуйтесь «Библиотекой наглядных пособий» (Кирилл и Мефодий). Видеозадача «Прозрачно ли стекло» из раздела «Общие представления о свете».

 

10. Система контроля результатов учебной деятельности студентов

Преподаватель проводит оценку результатов учебной деятельности студентов по итогам выполнения ими практических заданий и заданий для самостоятельной работы.

Выполненное задание для самостоятельной работы вкладывается в портфолио студента, сохраняется в электронном и бумажном вариантах и представляется к зачету.

 

11. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данного практического занятия обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

·              дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области отбора содержания обучения,  формирования положительных мотивов учения школьников, развития их познавательного интереса, создания и решения проблемной ситуации, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              формирование знаний и умений студентов о способах использования средств ИКТ при разработке приемов формирования положительных мотивов учения школьников, развития их познавательного интереса, создания и решения проблемной ситуации, относящейся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики.  

Инновационность содержания занятия обусловлена раскрытием способов формирования положительных мотивов учения школьников, развития их познавательного интереса, создания и решения проблемной ситуации и выборе необходимых электронных учебных пособий в процессе планирования учебного процесса по физике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов, созданием условий для приобретения первоначального опыта преподавания.

На первом часе занятия студенты работают в парах и выполняют одно из предложенных заданий.

На втором часе занятия создается игровая ситуация, когда студенты, работающие в парах, реализуют свой сценарий, а остальная группа выступает в роли учеников. Выступления оценивает экспертная группа студентов.

 

 

 

 

 

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Методика проведения самостоятельной работы учащихся по физике с использованием ИКТ

Продолжительность 3 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области применения ИКТ в своей практической деятельности на основе овладения знаниями и умениями, необходимыми для планирования и разработки содержания самостоятельной работы учащихся с применением ЦОР на занятиях по физике.

2. Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

 

2.1. Виды самостоятельной работы учащихся на занятиях по физике.

2.2. Организация самостоятельной работы учащихся с применением ЦОР на различных этапах формирования знаний и умений по физике.

2.3. Организация самостоятельной работы учащихся с применением ЦОР на различных этапах формирования физических понятий.

3. Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия

Под самостоятельной работой понимаем работу учащихся без непосредственного участия учителя, по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время.

В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельной работы по физике.

1) Работы, направленные на приобретение новых знаний (наблюдение демонстраций, работа с учебником и другими источниками информации, таблицами, рисунками, моделями различного вида; фронтальный эксперимент; работа с раздаточным материалом; вывод и анализ формул).

2) Работы, направленные на совершенствование знаний, выработка умения применять знания на практике (решение задач, доказательство справедливости формул, эксперимент различного вида и др.).

3) Работы, направленные на овладение умениями и навыками практического  характера (решение задач, составление и чтение схем приборов и цепей, построение и анализ графиков и диаграмм, измерение величин,  сборка электрических цепей и др.).

4) Работы, направленные на развитие творческих способностей учащихся (подготовка докладов и рефератов, разработка нового варианта опыта, разработка методики постановки опыта, участие в выполнении проектов и др.).

Особо значима самостоятельная работа учащихся на различных этапах формирования физических понятий. В зависимости от роли в процессе формирования физических понятий выделяют следующие виды самостоятельной работы.

1)     Первичное знакомство с понятием: работа с учебником и с другими источниками информации, наблюдение явления, эксперимент, работа с раздаточным материалом.

2)     Выявление существенных признаков понятия: работа с раздаточным материалом, эксперимент.

3)     Уточнение признаков понятия, отграничение его от других: решение задач практического характера, задач-вопросов, решение тренировочных задач,  варьирование несущественными признаками понятий, дифференциация (разграничение) понятий: сравнение и сопоставление (заполнение таблиц сравнения), метод выборочных ответов, решение вычислительных задач, применение контрообраза.

4)     Конкретизация понятий, расширение объема понятия: наблюдение за предметами и явлениями в окружающей жизни, чтение научно-популярной литературы и других источников информации, работа со справочными таблицами, работа со шкалами величин, составление шкал, работа с раздаточным материалом и коллекциями.

5)    Установление связей и отношений понятий, их классификация и систематизация.

6)     Применение понятия в решении задач творческого характера.

4. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

Перечень заданий к занятию с соответствующими рекомендациями.

5. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11 класс"

ООО «Дрофа»,

ЗАО «1С»

Электронное учебно-методическое пособие по физике для учащихся школ и учителей физики

Представляет собой комплекс информационного материала по школьному курсу физики, иллюстраций различного вида, компьютерных моделей демонстрационных и лабораторных опытов по физике, справочного материала, средств сопровождения учебного процесса по физике в школе

На занятии используется для планирования, разработки структуры и содержания самостоятельной работы учащихся по физике

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

Электронное издание «Физика, 7-11 классы»

ООО «Физикон»

«Физика, 10» ООО «Физикон» Физика, 10 класс (ИУМК)

 

 

6. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

При подготовке к занятию следует повторить материалы лекций курса «Теория и методика обучения физике. Общие вопросы»:

·        классификация самостоятельной работы учащихся по физике в зависимости от дидактической цели;

·        классификация самостоятельной работы учащихся по физике в зависимости от их роли в формировании понятий.

Литература:

1)           Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. – Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002.

2)           Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы // Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3)           Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.

7. Рекомендации по использованию информационных технологий

На данном занятии сделана попытка интегрировать информационные технологии в процесс обучения физике в школе. Существующая практика применения ЦОР на занятиях по физике показывает, что они в основном используются для иллюстрации изученных закономерностей, показа видеосюжетов с демонстрационными опытами и моделей физических явлений. Но пассивная иллюстрация малоэффективна при усвоении нового содержания. Поэтому на этом занятии показана возможность применения различных элементов цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования физических понятий. Большое внимание уделяется работе с учебным текстом, поскольку умение анализировать различные тексты относится к ключевым компетенциям выпускников школы. Однако в практике обучения редко применяются методические приёмы, направленные на организацию работы с текстами различного вида.

Основной целью занятия является анализ деятельности учащихся при выполнении самостоятельной работы с применением ЦОР и на основании этого проектирование и моделирование деятельности учителя физики по составлению рекомендаций для учащихся. Данная работа проводится индивидуально. На первоначальном этапе студентам предлагаются готовые рекомендации для школьников по выполнению заданий самостоятельной работы. По нашему мнению студентам необходимо отработать последовательно каждое действие, так как предлагаемые электронные издания имеют различные технические и дидактические возможности, ориентированы на различные возрастные группы школьников. Моделирование действий учителя по составлению рекомендаций для учащихся не только позволит студентам более глубоко изучить возможности предлагаемых электронных изданий, но и будет способствовать формированию информационных умений будущих учителей физики.

8. Практические задания, направленные на овладение деятельностью учителя и ученика при выполнении самостоятельной работы с применением ЦОР.

I. Самостоятельная работа на этапе приобретения новых знаний.

1)     Выступая в роли ученика, выполните задание  для самостоятельной работы по теме «Кипение жидкости». В ходе выполнения данного задания должны быть выделены существенные признаки изучаемого понятия.

Рекомендации по выполнению задания

Кипение жидкости относится к классу физических явлений. Существенные признаки физических явлений определяются по следующей схеме:

·        Внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление).

·        Условия, при которых происходит  (протекает) явление.

·        Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных  научных теорий).

·        Определение явления

·        Связь данного явления с другими (или факторы, от которых зависит протекание явления).

·        Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).

·        Использование явления на практике.

·        Способы предупреждения вредного воздействия явления на человека и окружающую среду.

 

1. Включите программу «Библиотека наглядных пособий» (Кирилл и Мефодий)  (рис.1). Ознакомьтесь со структурой пособия.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Рабочий стол «Библиотеки наглядных пособий»

2. Перед выполнением задания зарегистрируйтесь (Рабочий стол – Портфель – Рабочее место). Это необходимо для того, чтобы результаты Вашей работы были отображены в журнале.

3. Включите хранилище информационных объектов (Рабочий стол – Физика – Хранилище информационных объектов).  Выберите тему «Агрегатные превращения» в разделе «Молекулярная физика. Термодинамика».

4. Проанализируйте список информационных объектов и выберите те, в которых рассматривается кипение жидкости: Кипение (текст), Коллаж к видеофрагменту «Нагревание и кипение воды», видеофрагмент  «Нагревание и кипение воды», текст к видеофрагменту «Нагревание и кипение воды».

5. Проанализируйте содержание информационных объектов. Выделите существенные признаки явления кипения на основе обобщенного плана.

6. Дополните отобранный материал описанием процесса кипения, приведенным в пособии «Физика 10» (Физикон) (ИУМК). Для этого включите программу, в оглавлении выберите «Учебник», далее раздел «Пары и их свойства», тему «Кипение».

7. Выберите форму представления результатов самостоятельной работы – короткий конспект, систематизирующая таблица.

Конспект составляется на основе обобщенного плана изучения явлений. Этот же план можно использовать для систематизирующей таблицы. Однако, включение всех пунктов в структуру таблицы нецелесообразно, она должна в лаконичной форме представлять наиболее существенную информацию. Например, можно рекомендовать следующую структуру таблицы:

 

Явление

Внешние признаки

Условия наблю-дения

Факторы, влияющие на течение явления

Величины, характеризующие явление (расчетная формула, единицы)

Примеры примене-ния явления

Способы защиты от его вредного воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Представьте результат самостоятельной работы в выбранной вами форме.

 

2)     Выступая в роли ученика, выполните задание для самостоятельной работы, направленное на уточнение  существенных признаков понятия  «Кипение жидкости», отграничение его от понятия «Испарение жидкости».

Рекомендации по выполнению задания

1. Включите программу «Физика 7-11»  (Физикон).

В разделе «видеофильмы» найдите видеофрагмент, в котором демонстрируется кипение жидкости.

Понаблюдайте явление и выделите основные этапы процесса кипения жидкости.

2. Включите программу «Физика 10» (Физикон) (ИУМК). Найдите в разделе «Пары и их свойства» тему, в которой рассматривается испарение жидкости. Ознакомьтесь с материалом и сформулируйте вывод о закономерностях процесса испарения. От чего зависит скорость испарения жидкости?

3. Сравните понятия кипения и испарения. Что у них общего и в чем отличие?

Напоминаем, что кипение и испарение жидкости — физические явления. Существенные признаки физических явлений были приведены в первом задании. Результаты сравнения и разграничения понятий удобно представить в таблице.

 

Признаки, по которым сравниваются понятия

Характеристики признаков для первого понятия

Характеристики признаков для второго понятия

 

 

 

В таблицу необязательно вносить все признаки понятия, описанные в обобщенном плане его изучения (см. задание 1). Поскольку испарение и кипение являются разновидностями процесса парообразования, можно конкретизировать признаки для сравнения. Ниже приводится таблица для представления результатов сравнения.

 

Сравнение процессов испарения и кипения жидкости

 

Признаки, по которым сравниваются процессы парообразования

Испарение

Кипение

1. В какой части жидкости происходит парообразование?

 

 

2. Как меняется температура жидкости при парообразовании?

 

 

3. Как меняется внутренняя энергия жидкости при парообразовании?

 

 

4. От чего зависит скорость парообразования?

 

 

 

Результаты сравнения можно представить и по-другому – в виде диаграммы Венна (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Диаграмма Венна для сравнения испарения и кипения

 

4. После выполнения задания ответьте на вопрос – в каком классе целесообразно провести описанные работы? Почему?

 

 

II. Самостоятельная работа на этапе совершенствования знаний, выработки умения применять знания на практике

 

На данном этапе рассмотрим возможность применения интерактивной модели. В лекции мы уже отмечали трудности, связанные с использованием интерактивных моделей в обучении физике. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению заданий с ним, сформулируем некоторый обобщенный алгоритм действий. Работу с моделью можно разбить на два этапа: 1) знакомство с моделью и 2) изучение явления (материальных объектов), изображенного на модели. Этап знакомства очень важен и учитель не должен проводить его «стихийно». Если ученик не уяснит себе все возможности модели, эффективность второй (основной) части работы будет низкой. На этапе знакомства можно ученикам задать следующие вопросы:

- какое явление или процесс изображен на модели?

- на каком фоне изображается явление (процесс)?

- если изображение дано на координатной плоскости, выясните, какие величины отложены на координатных осях, единицы величины и масштаб координатной сетки;

- какие тела участвуют в процессе? Какие изменения происходят с ними?

- какие характеристики процесса можно менять в «окошках» интерактивной модели? Какие характеристики остаются постоянными?

 

После детального знакомства с моделью можно приступить к выполнению заданий.

 

3) Выполните задание, направленное на изучение свойств пара на основе интерактивной модели «Испарение и конденсация».

 

Рекомендации по выполнению задания

 

1. Включите программу «Открытая физика». Найдите раздел, в котором изучается тема «Испарение жидкости» и интерактивную модель процессов испарения и конденсации жидкости (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Интерактивная модель процессов испарения и конденсации жидкости

 

1.     Изучите возможности модели (порядок действий описан выше).

2.     Опишите характер зависимости давления от объема при сжатии пара при постоянной температуре. Чему соответствует горизонтальный участок графика? Что происходит с паром при дальнейшем его сжатии?

3.     Задайте значение температуры 373К и запустите модель. Какому давлению соответствует горизонтальный участок графика? Вам знакомо это значение давления? Почему при нормальном атмосферном давлении температура кипения воды равна 100°С?

4.     Запустите снова модель и проследите за энергетической диаграммой, приведенной под изображением цилиндра с паром. Почему значения количества теплоты и работы указаны в отрицательной области? В какой-то момент диаграмма исчезает и потом снова появляется. Почему?

5.     Придумайте свой вопрос и ответьте на него.

В каком классе целесообразно проводить работу с данной моделью и по приведенной инструкции?

После выполнения заданий по подробным инструкциям можно перейти к самостоятельной разработке заданий и рекомендаций для школьников.

4) Составьте задание для самостоятельной работы на основе модели «Плоское зеркало» («Открытая физика») (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Интерактивная модель «Плоское зеркало»

 

 

 

 

 

5) Составьте доклад по теме «Тепловые явления». После выполнения работы составьте рекомендации для учеников по подготовке данного доклада.

Рекомендации по выполнению задания

Включите программу «Библиотека наглядных пособий (Кирилл и Мефодий)».

Выберите на рабочем столе нужный вам предмет и откройте Хранилище информационных объектов (рис. 2).

Проанализируйте текстовую информацию о тепловых явлениях, содержания реалистического и синтезированного видеорядов (рис. 3).

 

 

Пример синтезированного видеоряда               Пример реалистичного видеоряда (гейзеры)

 

 

 

 

Демонстрационный опыт

 

 

                        Рис. 5  

Включите конструктор информационных объектов (рис. 6) и составьте доклад о тепловых явлениях. Обратите внимание на особенности тепловых явлений, приведите примеры их протекания в природе. Опишите роль тепловых явлений в жизнедеятельности живых организмов. Приведите примеры использования тепловых явлений в технике. Дополнительную информацию постарайтесь найти в сети Internet.

 

Рис. 6. Окно конструктора информационных объектов

 

Подготовьте презентацию для сопровождения своего доклада. Для этого используйте конструктор презентаций.

 

9.  Задания студентам для самостоятельной работы

1)     Составьте задания для самостоятельной работы учащихся, направленное на изучение и уточнение существенных признаков понятия «Преломление света». Составьте рекомендации для учащихся по их выполнению.

2)     Составьте задание для самостоятельной работы учащихся, направленное на сравнение и разграничение понятий «Отражение света» и «Преломление света». Составьте рекомендации для учащихся по его выполнению.

10. Система контроля результатов учебной деятельности студентов

Преподаватель проводит оценку результатов учебной деятельности студентов по итогам выполнения ими практических заданий и заданий для самостоятельной работы.

Самостоятельно составленные задания и рекомендации собираются в портфолио студента, сохраняются в электронном и бумажном вариантах и представляются к зачету.

11. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данного практического занятия обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

·              дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области содержания и методики организации самостоятельной работы учащихся, для решения задачи определения оптимальных форм самостоятельной работы учащихся, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              формирование знаний и умений студентов о способах использования средств ИКТ при разработке содержания самостоятельной работы учащихся в обучении физике, необходимых для решения задачи проводить анализ электронных учебных средств по физике с целью использования их отдельных элементов на различных этапах формирования знаний и умений учащихся, относящейся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики.  

Инновационность содержания занятия обусловлена раскрытием структуры деятельности учителя при разработке содержания самостоятельной работы учащихся по физике и выборе необходимых электронных учебных пособий в процессе планирования учебного процесса по физике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Тема: Учебный физический эксперимент с использованием средств ИКТ 

Продолжительность 3 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области применения ИКТ в своей практической деятельности на основе овладения знаниями и умениями, необходимыми для отбора и проведения учебного физического эксперимента с применением ЦОР.

2.  Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

 

2.1. Виды учебного физического эксперимента по физике, его дидактические функции.

2.2. Проведение демонстрационного физического эксперимента по физике в сопровождении электронных наглядных пособий.

2.3. Проведение лабораторного физического эксперимента по физике в компьютерном сопровождении.

 

3. Краткие теоретические и справочно-информационные  материалы по теме занятия

Школьный физический эксперимент разделяют на два основных вида: демонстрационный, выполняемый преимущественно учителем и предназначенный для одновременного восприятия всеми учениками класса, и  лабораторный, выполняемый учащимися. Оба этих вида эксперимента дополняют друг друга. В одних случаях целесообразно поставить лабораторные работы учащихся, в других – лучше использовать демонстрационный эксперимент.

Демонстрационный эксперимент необходим в тех случаях, когда требуется активное руководство учителя ходом мысли  учащихся при изучении явлений и законов.

Целью демонстрационного эксперимента может являться наблюдение того или иного явления, проверка выдвинутой гипотезы, выявление физических закономерностей и проверка вытекающих из них следствий.

Лабораторные работы проводятся с целью иллюстрации изучаемых законов, овладения методами измерения физических величин, изучения связи между явлениями и установления закономерностей явлений, привития умений пользоваться измерительными приборами, выработки умения чтения схем, развития у учащихся конструкторских способностей и технической смекалки, изучения устройства и принципа действия приборов. В научных и некоторых учебных лабораториях компьютеры используются также для сбора и обработки данных натурного эксперимента.

Появление электронных средств обучения значительно расширило возможности школьного физического эксперимента. Электронные наглядные пособия позволяют продемонстрировать явления, воспроизведение которых невозможно в условиях школьной лаборатории. Компьютерные модели различных физических объектов и процессов позволяют увидеть невидимые глазу изменения состояния материальных объектов и, тем самим, более глубоко проникнуть в сущность явлений. Интерактивные модели позволяют менять параметры процесса и устанавливать его закономерности. Однако перечисленные выше цели проведения лабораторного эксперимента убеждают, что компьютерный эксперимент не в состоянии полностью заменить «живой» опыт. Поэтому задача современного учителя физики – выбрать оптимальное сочетание различных видов натурного физического эксперимента и компьютерного.

 

4. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

4.1. Перечень заданий к занятию с соответствующими рекомендациями.

4.2. Оборудование школьного кабинета физики, необходимое для выполнения опытов по тепловым явлениям.

4.3. Учебники физики для восьмого класса.

5. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11 класс"

ООО «Дрофа»,

ЗАО «1С»

Электронное учебно-методическое пособие по физике для учащихся школ и учителей физики

Представляет собой комплекс информационного материала по школьному курсу физики, иллюстраций различного вида, компьютерных моделей демонстрационных и лабораторных опытов по физике, справочного материала, средств сопровождения учебного процесса по физике в школе

На занятии используется для планирования, разработки содержания и методики проведения эксперимента по физике в сопровождении компьютера и электронных наглядных пособий

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»

Электронное издание «Физика, 7-11 классы»

ООО «Физикон»

 

 

 

6. Рекомендации студентам по подготовке к занятию

При подготовке к занятию следует повторить материал лекций курса «Теория и методика обучения физике. Общие вопросы»:  виды учебного эксперимента по физике и его дидактические функции.

К занятию следует также проанализировать учебник физики восьмого класса и выписать демонстрационные и лабораторные опыты.

Литература:

1) Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы / Под ред. А.В. Усовой, В.П. Орехова, С.Е. Каменецкого. – М.: Просвещение, 1990.

2) Перышкин А.В. Физика. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.

7. Рекомендации по использованию информационных технологий

На данном занятии информационные технологии будут рассматриваться как вспомогательное средство в процессе проведения демонстрационных и лабораторных опытов по физике в школе.

8. Практические задания

1) Подготовить демонстрации процесса изменения внутренней энергии тела при совершении механической работы (см. учебник физики восьмого класса).

Дополнить систему опытов компьютерной анимацией «Опыт Джоуля»  электронного издания «Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий» (см. рис. 1). Опишите преимущества электронных средств при демонстрации исторических опытов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Опыт Джоуля

 

 

 

 

 

2) Продемонстрировать механическую модель броуновского движения. Объяснить на основе модели зависимость скорости теплового движения молекул от температуры тела.

Дополнить демонстрацию интерактивной моделью «Температура» (рис.2) (программы Физикон, «Открытая физика», часть 1). Меняя параметры процесса на модели, показать зависимость скорости теплового движения молекул от температуры тела.

Рис.2. Интерактивная модель «Температура»

 

3) Продемонстрировать виды теплопередачи – теплопроводность, конвекцию, излучение.

По этой теме в Библиотеке наглядных пособий есть анимация «Схема образования дневного и ночного бриза» (рис.3), фотографии и рисунки (пример одной из них дан на рис. 4). Как можно их использовать?

Сделайте коллаж «Виды теплопередачи в природе и технике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Схема образования ночного и дневного бриза

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Большое зеркало для установки, аккумулирующей солнечную энергию

 

 

 

 

 

 

4) Продемонстрировать таяние льда. Дополнить демонстрацию интерактивной моделью «Кривая нагревания и охлаждения», показывающей изменение температуры тела в процессе плавления (рис. 5) (Библиотека наглядных пособий, 1 С: Образование).

Каковы возможности данной модели? Какие закономерности процесса плавления позволяет она установить?

 

Рис. 5. Интерактивная модель «Кривая нагревания и охлаждения»

 

5) Продемонстрируйте процессы испарения и конденсации. Покажите зависимость скорости испарения от температуры жидкости, площади ее поверхности, скорости удаления паров, рода жидкости. Продемонстрируйте зависимость скорости конденсации от концентрации пара над жидкостью.

Дополните демонстрации интерактивными моделями «Испарение» и «Конденсация» (Открытая физика) (рис. 6,7). Объясните с помощью этих моделей: а) зависимость скорости испарения от перечисленных выше факторов; б) зависимость скорости конденсации от концентрации пара над жидкостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Интерактивная модель «Испарение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Интерактивная модель «Конденсация»

 

 

7)     Перед выполнением лабораторной работы «Измерение удельной теплоемкости вещества» выполните компьютерный эксперимент на основе модели «Установление температуры при контакте горячего и холодного тела» (Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий. 1 С: Образование) (рис. 8).

 

Рис.8. Модель «Установление температуры при контакте горячего и холодного тела»

Примерная инструкция к данной работе может выглядеть следующим образом:

1. Опишите опыт, приводимый на компьютерной модели.

2. Какие тела приводятся в тепловой контакт?

3. Чему равна температура цилиндров перед их опусканием в воду комнатной температуры?

4. По-очереди опустите цилиндры из разных веществ в воду комнатной температуры и определите изменение температуры воды к моменту установления теплового равновесия.

5. По полученным данным сделайте вывод о соотношении удельных теплоемкостей веществ, составляющих цилиндры.

9. Задания студентам для самостоятельной работы

Разработайте систему натурного и компьютерного эксперимента по теме «Тепловые двигатели».

10. Система контроля результатов учебной деятельности студентов

Оценку результатов учебной деятельности студентов может проводить преподаватель, или группа студентов-экспертов. По итогам проведенного занятия деятельность студентов оценивается по следующим показателям:

1) качество демонстрации, ее наглядность, убедительность результатов опыта;

2) качество интерпретации компьютерной демонстрации;

3) качество доклада.

По перечисленным показателям оценивается работа подгруппы. Для оценки деятельности каждого студента члены подгруппы могут сами определить долю его участия в общем результате.

Преподаватель оценивает также результаты самостоятельной работы студентов. Сами задания собираются в портфолио студента, сохраняются в электронном и бумажном вариантах и представляются к зачету.

В начале проводится кратковременный тест по материалам прошлых занятий (тест приводится в описании системы контроля занятия № 3).

 

 

11. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данного практического занятия обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ при демонстрации физических опытов. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

·              дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области обеспечения наглядности обучения, необходимых для решения задачи определения роли и места наглядности, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности учителя физики;

·              формирование знаний и умений студентов о наглядных средствах ИКТ, применяемых в обучении физике, и определения их дидактической ценности, необходимых для решения задач применения электронных наглядных средств по физике, умения выбирать необходимые средства в зависимости от поставленных дидактических задач, относящихся к специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики.  

Инновационность содержания занятия обусловлена раскрытием структуры деятельности учителя физики при анализе и выборе необходимых электронных средств наглядности в процессе планирования учебного процесса по физике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов, организацией их работы в творческих подгруппах.

Данное практическое занятие проводится в подгруппах. Задания для студентов направлены на формирование у них умения сочетать физические опыты с электронными средствами наглядности. Приведенные примеры позволяют им осознать роль электронных средств наглядности.

В течение первых двух часов занятия студенты будут работать в подгруппах, готовить демонстрационные опыты и их электронное сопровождение. Чтобы уложиться в отведенное время, студентам следует посоветовать, четко распределить обязанности в подгруппе. На третьем часе занятия организуется просмотр демонстраций, сопровождаемые объяснениями студентов.